Информация о проезде: (8182) 20-66-68, (911) 594-66-68 для фото- и видео-материалов
   

«Белые пятна» «дорожной карты»

21 апреля 2010, Фонд «Перспектива»

Дороги в России всегда были предметом поэтического вдохновения, однако для бизнесменов и политиков дорога — это в первую очередь инструмент хозяйствования, а для всех остальных граждан — просто ежедневная реальность.

Как добиться, чтобы он был всегда в порядке и досаждал тем, кто им пользуется? — вот тема, которая стала основной при проведении экспертного опроса социологической службой нашего сайта.

Мы не случайно обратились за оценкой ситуации в дорожной отрасли к столь высокостатусной вип-линейке экспертов — масштаб проблемы и уровень принятие решений по ней предполагает именно такой уровень компетенций.

Кроме того, возникает и ещё шлейф вопросов, которые нужно неотложно решать для повышения эффективности дорожной отрасли, и которые должны стать предметом дальнейших исследований.

Скажи дороге «нет»

На первый вопрос анкеты «Удовлетворяет ли Вас качество автомобильных дорог в Архангельской области?» ответ можно было предугадать и без того, чтобы тревожить наших экспертов.

Большинство сказали категорическое «нет» и лишь несколько человек сделали оговорки: «Удовлетворяют только отдельные участки», «Около дела» только трасса М8» и «Качество дорог не удовлетворяет, хотя мы по дорогам не последнее место занимаем в России, как сказали недавно по ТВ».

Стоит выделить одного из респондентов, который как «здравомыслящий человек» согласен с мнением своих коллег по опросу, но обстоятельно развернул обоснование своей позиции и сосредоточился на более глубоком диагнозе проблемы:

«По территории Архангельской области и НАО проходит более восьми тысяч километров дорог общего пользования регионального значения и темпы их разрушения значительно опережают уровень восстановления и усиления «дорожной одежды».

Последние результаты диагностики и обследования сети дорог показывают, что только 715 километров из них (это около девяти процентов) находятся в удовлетворительном состоянии.

Плачевному состоянию дорог есть несколько причин, и одна из них — это сверхнормативные нагрузки на них.

Дороги, построенные в 60-е годы прошлого века, были рассчитаны на одни максимальные нагрузки, а они в настоящее время возросли в два раза».

Действительно, низкое качество дорог в регионе объясняется многими причинами. Например, средств на укладку нормального покрытия не хватает, и деньги на ремонт дорожного полотна приходится «размазывать» на как можно большую площадь.

А вообще, похвалить наши дороги считается дурным тоном, при этом их ругают как те, кто ими пользуется, так и сами дорожники.

«А мне всегда чего-то не хватает…»

Мы просили наших экспертов не ограничиваться только констатацией нынешнего состояния дорог в регионе, а в силу их профессиональной компетенции, дать ответ на вопрос «Чего не хватает для того, чтобы автодороги строились качественно и быстро? Что нужно сделать?».

Мы рассчитывали на более обстоятельный анализ потребностей отрасли и не ошиблись!

Большинство, особенно те, кто занят непосредственно в производстве, склонялось к тому, что в первую очередь нужны деньги, «всё остальное есть: и кадры, и техника, и люди, и программы. А сейчас дорожники бьются как рыбы об лёд без денег! И как они выживают, непонятно!».

Некоторые эксперты не были голословны и приводили цифры, подтверждающие финансовый голод, который испытывает дорожная отрасль, вынужденную смену акцентов в её приоритетах — переход со строительства дорог на их сохранение:

«На основании федеральной методики наши специалисты рассчитали необходимый уровень затрат на содержание и ремонт.

Для приведения областных дорог в нормативное состояние ежегодно необходимо десять миллиардов рублей, а в 2010 году из областного бюджета на содержание выделяется один миллиард рублей, на ремонт — 52 миллиона, на капремонт — 54 миллиона рублей, что составляет 11,5 процента от требуемой суммы.

С ветрилами, но без руля…

Другая часть экспертного сообщества корень проблем видела не столько в отсутствии денег, сколько в системных ошибках стратегического управления отраслью:

«Не хватает самого главного, — считает один из специалистов, — в России до сих пор нет структуры, которая отвечает за строительство дорог. Должен быть Минавтодор, так как Минтранс не способен принимать грамотные решения в строительстве.

Кроме этого, — продолжает автор, — необходимо срочно пересмотреть нормативную базу — ГОСТы, СНиПы и т.д., ведь мы до сих пор проектируем дороги по нормативам 70-х годов! Что касается ценообразования в дорожном строительстве, то на федеральном уровне вообще никто не занимается.

Трудно не согласится

Наши ГОСТы, сформированные ещё в советские времена, давно не отражают уровень достигнутого технического прогресса в области дорожных строительных материалов. Например, сегодня всё большее применение находят щебёночно-мастичные асфальтобетоны (ЩМА), о которых прежде и не слыхивали; всё активнее применяются так называемые геосинтетические материалы, призванные стабилизировать слабые грунты под верхними слоями дороги.

Это отмечают и сами эксперты, говоря о «нехватках» в отрасли: «Не хватает соответствующих нашим климатическим условиям технологий строительства. Морозы, север, болотистая местность — всё это должно учитываться при дорожном строительстве.

Троицкий проспект несколько лет назад весь сделали, а сегодня посмотрите, на что он похож! Закатываем в асфальт или куда там ещё, деньги!»

Что касается ценообразования, то даже губернатор области Илья Михальчук в одном из своих выступлений как-то недоумевал: «Мне не понятно, — говорил он, — почему тарифы на выполнение работ формирует коммерческая фирма?». И давал свой «рецепт» исправления ситуации: «Думаю, скрупулёзный анализ цен, мониторинг качества выполняемых работ и оптимизация сроков проведения конкурсов позволят исправить ситуацию в лучшую сторону».

И всё же большая часть привлечённых специалистов в той или иной степени считали отсутствие денег в отрасли важной причиной её стагнации.

«Не хватает ясности и объективности при формировании межбюджетных отношений с федерацией. Чтобы средства давали исходя из потребностей, а не от того, кто подобострастнее посмотрит «снизу», — столь резкую и образную оценку ситуации дал один из экспертов.

«Вот дали деньги из федерации на строительство дороги «Каргополь — Плесецк», так ещё что-то строить можно, а так и никакой стройки не было бы, — сетует участник опроса. — На содержание дорог тоже очень мало средств выделяется. Мне даже не понятно, как сейчас выживают ДРСУ?».

Как говорил Наполеон, для войны нужны три вещи: «Деньги, деньги и деньги». Получается, что для дорожного строительства как минимум одна из них. И жалобы на скудное финансирование вполне обоснованы.

Действительно, в этом году на содержание областных дорог выделен всего один миллиард рублей, на строительство — копейки. В областном центре на всё про всё дорожное строительство всего сто миллионов рублей, поэтому все ремонты — только ямочные.

В этой ситуации остаётся только утешаться тем, что технологии такого ремонта применяются современные и полотно разрушается уж не там, где его привели в порядок.

Фонд имени Дороги

В чём были единодушны все наши эксперты, так это в ответе на вопросы «Могут ли специальные дорожные Фонды решить проблему дорожной отрасли?» и «Как Вы относитесь к идее возрождения федерального Дорожного фонда и его региональных структур?».

Практически все сошлись на том, что такие фонды обязательно должны быть, потому что они «могут частично решить две очень важные проблемы: целевой характер расходования средств из этих фондов обеспечит независимость от бюджета, и второе — появится возможность работать на перспективу, готовить проектно-сметную документацию (ПСД) и планировать строительство и капитальный ремонт объектов.

А сейчас получается так: ПСД сделали, но денег в следующем году нет, ПСД — на полку. В результате имеем неэффективное расходование средств.

Насчёт проектно-сметной документации

Сегодня её стоимость достигает 20 процентов всего дорожного проекта! Это же ни в какие ворота не лезет!

Приводились и другие аргументы в пользу таких фондов: «Дорожная отрасль может рационально функционировать лишь в условиях стабильного, программного финансирования, поскольку с момента создания до начала реализации проекта проходит не менее двух лет на его создание и согласование во всех заинтересованных службах.

Именно с этой целью была создана долгосрочная социально-экономическая программа Архангельской области «Развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог общего пользования Архангельской области (2009–2012 годы).

В настоящее время из-за недостатка денежных средств в бюджете региона её действие приостановлено…»

«Такие фонды смогут решить проблемы отрасли, но не полностью, — считает наш другой респондент. — Если в такие фонды пойдут средства только от транспортного налога, то их не хватит, а перераспределение со стороны Федерации опять же должно быть не субъективным, а исходя из протяжённости дорожной сети того или иного регион, ряда других объективных критериев».

«Такие фоны нужны, только создаваться они должны не в Москве, а в регионах, под эгидой местного правительства, — считает другой эксперт. — Когда в 1959 году был издан Указ о создании Дорожного фонда, тогда и началось фактически строительство дорог в стране.

Строительство дорог — это очень дорогое занятие и требует не просто больших, а очень больших финансов.

Нынешнее состояние дорог в области объясняется тем, что только на содержание, (не строительство!), а именно только на содержание дорог общего пользования выделяется в пять раз меньше средств, чем на содержание трассы федеральной. А что уж говорить о строительстве…

Справочно: сегодня один километр дороги в области стоит в среднем 30 миллионов рублей, применение современный технологий и материалов удорожает строительство в разы.

В итоге общий мотив всех анкетируемых звучит так: дороге необходимы системные и устойчивое финансирование, это не бизнес месячного оборота, он требует знания реальной перспективы.

Из ответов видно, что хотя дорожные фонды не являются панацеей от всех проблем отрасли, тем не менее, их положительную роль отмечают все.

«При нашем дефицитном бюджете это выход для решения дорожных проблем. Продуманная политика Дорожного фонда позволит вести работу системно, а не так как сейчас: два километра дороги в одну сторону построим, десять в другую, а в целом дорог и нет», — обосновывает своё «за» эксперт-практик.

«Полностью поддерживаю инициативу президента РФ Д.А. Медведева о возврате всех уровней «дорожных фондов», — пишет в анкете один из специалистов. — Такой фонд обязательно должен быть возрождён. Он доказал свою эффективность за долгие годы своего существования. Необходимо не только провозгласить его создание, но и обеспечить наполняемость на уровне региона, дать возможность самостоятельно определять направления расходование его средств в части, касающейся строительства и содержания местных дорог общего пользования».

«Раньше в области был Дорожный фонд, который формировался из налога на оборот предприятий и достигал половины бюджета области. Предприятия пищали и стонали, но платили, — вспоминает наш респондент. — Но такой фонд должен формироваться не только из собственных бюджетных средств, но и с помощью центра».

Три источника и три составные части…

Естественно вытекающий вопрос анкеты о том, «Из каких средств и как может формироваться такой Фонд?» не застал наших экспертов врасплох. Было очевидно, что ответ на этот вопрос многие из них нашли давно.

Вот какими представляются нашим участникам проекта возможности пополнять такой Дорожный фонд.

«Раньше предприятия отчисляли свой процент, можно так же сделать и сейчас. Но налог не должен быть дополнительным, чтобы его взимать, можно освободить от каких-то других налогов.

И нельзя брать такой налог с сельхозпредприятий, они и так у нас еле-еле «на плаву». За границей с сельского хозяйства вообще никаких налогов не берут, даже доплачивают за продукцию!

Другие полагают, что источники могут быть иными: «Они могли бы создаваться за счёт бюджетных инвестиций, расходы на которые заложены в местные и федеральный бюджеты.

Дороги — это же инфраструктура, которая должна развиваться. Для получения таких субвенций из федерации необходимы специальные Программы по строительству дорог. Они в нашей области есть».

«Дорожный фонд мог бы формироваться из транспортного налога, акцизов, прибыли и НДС предприятий, — кратко резюмирует другой участник опроса.

Были и те, кто посчитал, что нет необходимости «изобретать велосипед», а надо вернуться к уже проверенной практике:

«На территории России дорожные фонды были образованы с 1 января 1992 года и их средства формировались за счет специальных налогов и сборов: на реализацию ГСМ; на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств; налога на приобретение автомобильных средств (кроме приобретаемых в личное пользование гражданами легковых автомобилей); акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, — подробно перечисляет уже апробированный подход эксперт. — Считаю логичным возврат к зарекомендовавшей себя системе формирования защищенной и «окрашенной» статьи расходов, позволяющей расходовать бюджетные средства по целевому назначению.

Источники финансирования в этом случае могут быть прежними, главное, что они обеспечат стабильность при планировании работ. А это именно то, чего так не хватает дорожной отрасли.

Традиционного подхода к формированию Дорожного фонда придерживаются и другие участники экспертного опроса:

«Начиная с 1959 года, такие фонды формировались с отчислений, процента выручки от выпуска продукции всех предприятий, расположенных на территории области, а налог зачислялся сразу на счёт »Автодора«.

Сегодня Агентство является областной структурой и такую практику надо вернуть. Только тогда можно рассчитывать на то, что дорожная отрасль возвратиться, а дороги перестанут быть «направлениями».

«В него должны поступать весь транспортный налог и отчисления с оборота предприятий, как это было и раньше, — подхватывает принцип преемственности другой участник опроса. — Ведь существует чёткая зависимость от оборота и нагрузки, которую эти предприятия осуществляют на дорожную сеть. Пример тому — весь лесопромышленный комплекс области с его большегрузным транспортом.

Полученные в результате опроса данные со всей очевидностью доказывают, что инициатива президента РФ Дмитрия Медведева «вернуться к обсуждению вопроса о восстановлении Дорожного фонда» находит полную поддержку всех респондентов.

Вопрос в том, каким может быть это решение: или мы вернёмся к прежней схеме формирования Дорожного фонда, или будут определены какие-то другие источники его финансирования и критерии распределения его средств.

Многое зависит и от того, насколько при продвижении этого проекта будут активны власти на местах.

Кроме того, в условиях жёсткого недофинансирования многих бюджетных статей есть большой соблазн использовать ресурсы такого фонда для решения других, не инфраструктурных задач. Однако при этом надо помнить, что аккумулирование и расходование значительных резервов на дорожное строительство имеют цель не просто и не столько поддержать отрасль, сколько обеспечить развитие всего Архангельского региона на будущее.

В экспертном опросе принимали участие:

  • заместитель губернатора Архангельской области по ТЭК и ЖКХ Алексей Верещагин;
  • министр транспорта, связи и промышленности Архангельской области Эрнест Белокоровин;
  • министр АПК и торговли Архангельской области Владимир Личный;
  • министр ТЭК и ЖКХ Архангельской области Пётр Орлов;
  • депутат Архангельского областного Собрания Виктор Казаринов;
  • депутат Архангельского областного Собрания Владимир Левачёв;
  • депутат Архангельского областного Собрания Александр Нечаев;
  • директор ГУ Архангельской области «Дорожное агентство "Архангельскавтодор"» Сергей Попов).

http://www.arhperspectiva.ru/expert/29

Читайте также:

Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», © 2001—2024
163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская 38/1 схема проезда

(8182) 20-64-55, 20-66-68 центр управления движением

Политика в отношении обработки персональных данных