Информация о проезде: (8182) 20-66-68, (911) 594-66-68 для фото- и видео-материалов
   

Дорожный фон

7 апреля 2010, Фонд «Перспектива»

Дороги как важнейший элемент государственной и региональной инфраструктуры России постепенно приходят в упадок. Почему это происходит и что могло бы изменить отрицательный тренд на положительный?

Остатки — не сладки

В Архангельской области действует более двадцати тысяч километров дорог и вся эта паутина прерывается-соединяется более тысячей различных мостов!

Затраты только на содержание этого огромного хозяйства исчисляются миллиардами, а ведь эту сеть нужно не только поддерживать в работоспособном состоянии, но и развивать. Из-за убогости дорожной инфраструктуры миллионы гектаров леса недоступны предприятиям лесопромышленного комплекса, многие населённые пункты в зимний период и в период половодья неделями отрезаны от внешнего мира. В стратегическом плане узкие транспортные коридоры, выходящие из Архангельской области, замедляют темпы экономического развития региона, формируют его репутацию как «тупикового».

Местные власти всегда уделяли большое внимание развитию дорожной сети, но из-за выросшего дефицита местных бюджетов всех уровней, сегодня средства на строительство и ремонт дорог на местах стали выделяться по так называемому «остаточному принципу».

Например, в Архангельской области собственные доходы бюджета от налога на прибыль ещё недавно составляли около 70 процентов, а после начала кризиса их доля снизилась уже до 55 процентов. В целом же региональный бюджет «похудел» почти на треть.

В условиях такого финансового сжатия и необходимости гарантированного выполнения региональными властями социальных обязательств, секвестированию подверглись в первую очередь инвестиционные и дорожные составляющие областного бюджета, в том числе и текущие расходы на содержание и ремонт автомобильных дорог.

В 2009 году собственные расходы областного бюджета на автодороги сократились по сравнению с первоначальными планами более чем наполовину, при этом полностью было исключено строительство объектов по ранее заключённым договорам в рамках социально-экономической областной программы «Развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог общего пользования Архангельской области на 2007–2010 годы».

Существенное сокращение расходов на капитальный ремонт и содержание автодорог и мостов потребовало привлечение кредитных средств федерального бюджета в размере почти четверти миллиарда рублей.

Даже в условиях урезанного финансирования и корректировки строительных планов в соответствие с реальностью, местные дорожники завершили прошлый год с недофинансированием работ в объёме 40 миллионов рублей.

Что касается планов дорожной отрасли на текущий год, то в 2010 году на эти цели областной бюджет должен потратить 1,3 миллиарда рублей собственных средств, а кроме этого будет привлечён пятилетний двухмиллиардный кредит, большая часть которого пойдёт на исполнение поручения Президента по строительству подъезда к космодрому «Плесецк» (1,7 миллиарда рублей).

На перепутье

Путей решения дорожной проблемы сегодня наметилось несколько.

Один из них — участие региона в различных федеральных программах, связанных с дорожным строительством. Например, федеральная трасса М8 «Холмогоры», протяжённостью 584 километра, содержится на федеральные средства, однако для расширения её возможностей нужны дополнительные работы, которые могли бы быть профинансированы из центра.

Ещё одним способом реанимации дорожной отрасли в регионе могло бы стать возрождение специальных целевых программ, связанных с дорожным строительством и обеспечения его техникой.

В этой связи уместно вспомнить судьбу Северодвинского завода дорожных машин, который не нашёл своевременной поддержки государства и оказался банкротом. Если бы «Севдормаш» был задействован с такой целевой программе, сейчас бы не пришлось трудоустраивать его коллектив по предприятиям города у Белого моря.

В условиях продолжающейся финансовой нестабильности в отрасли и её исключительной важности для решения как текущих, так и перспективных задач модернизации экономики, выходом могла бы стать и реализация предложения Президента, внесённого им ещё на заседании Президиума Госсовета, проходившего в Ульяновске в декабре прошлого года.

Тогда глава государства предложил вернуться к вопросу о восстановлении федерального Дорожного фонда и дал соответствующее поручение правительству.

Напомним, что как инструмент формирования и распределения финансовых средств федеральный Дорожный Фонд действовал до начала 2001 года.

Он формировался за счёт налогов на горюче-смазочные материалы и транспортный налог. Расходовались средства исключительно на цели, связанные с решением «дорожного вопроса»: строительство и ремонт дорог федерального значения и закупку специальной техники. На своём уровне аналогичные функции выполняли и региональные дорожные фонды.

С началом 21-го века федеральный Дорожный фонд был ликвидирован, а в течение нескольких лет сошли на нет и его региональные собратья.

Инициаторы такого решения исходили из необходимости сделать работу этого элемента дорожной отрасли более прозрачной и прогнозируемой. Мол, Фонд работает обособленно, контролировать его расходы трудно, факты разбазаривания налицо. Отказ от Дорожного Фонда как такового и переход на прямое бюджетное финансирование, по мнению ликвидаторов, позволил бы перейти на такую систему планирования в отрасли, которая станет предсказуемой, а ясные перспективы того, что и где надо строить, дадут возможность подрядным организациям работать ритмично весь год без сезонных простоев.

На федеральном уровне эту задачу отчасти удалось решить: протяжённость федеральных трасс стала расти, однако в загоне оказались региональные и муниципальные дороги. В результате, если с 1991 по 2000 год, то есть время работы Дорожной Фонда, протяжённость дорог общего пользования увеличилась на 130 тысяч километров, то, начиная с момента его ликвидации, она стала сокращаться.

Разрушение транспортной инфраструктуры поставило под угрозу запустения целые территории!

Три — в одном

Каким бы могло стать возвращение Дорожных фондов в регионы, чтобы они могли эффективно решать поставленные задачи?

Их формирование могло бы стать для всех регионов обязательным, а финансирование — строго определено закреплёнными источниками.

Чтобы не придумывать каких-то особенных целей, за основу нужно взять те, что уже определены федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы», особенно в той её части, которая касается повышения доступности транспортных услуг для населения и повышения безопасности и устойчивости транспортной системы страны в целом.

Что касается источников будущего финансирования, то их могло бы быть три: это зачисляемый в полном объёме транспортный налог в том виде, в каком он существует уже сейчас, акцизы на ГСМ и часть налога на НДС. Помимо исполнения чисто финансовой функции такой подход позволил бы связать в сознании большинства людей связь между улучшением дорог и их налогами. По мере явного повышения качества дорог исчезали бы и причины для возникающего недовольства.

Полностью должны зачисляемые в дорожный фонд акцизы на ГСМ, а так же три процента от ставки налога на добавленную стоимость от установленной ныне федеральной ставки в 18 процентов обеспечили бы необходимые объёмы финансирования дорожной отрасли.

И здесь тоже не нужно никаких особенных новшеств: доходы от акцизов и НДС необходимо распределять между субъектами РФ по нормативам, расчёт по которым производится аналогично нынешним правилам и утверждается законом о федеральном бюджете.

Есть предложения определить источником финансирования Дорожного фонда часть налога на прибыль, но даже с учётом его увеличения до восьми процентов, это вызывает то возражение: прибыль подвержена непредсказуемым колебаниям в течение года.

Кроме того, этот налог является основным для исполнения расходных полномочий всех региональных бюджетов, а при всей важности дорожной отрасли, она всё-таки не должна решать свои задачи за счёт других сфер ответственности власти.

Расчёты показывают, что в случае принятия такого варианта формирования Дорожного фонда, уже в этом году поступления от транспортного налога в нём составят в нём почти 700 миллионов рублей, а акцизы — 2,2 миллиарда рублей. Если считать, что текущие расходы на дорожное хозяйство в Архангельской области запланированы в 2010 году в объёме почти 1,2 миллиарда рублей, то с учётом транспортного налога на эти цели в Дорожный фонд необходимо добавить всего порядка 20 процентов от акцизного сбора.

Прикидки по НДС показывают, что в соответствии с планами Минфина, в этом году федеральная казна получит его в размере один триллион с четвертью, а предлагаемые три процента отчислений в Дорожный фонд — это 206 миллиардов рублей в масштабах всего фонда.

При существующих нормативах его распределения в бюджеты субъектов РФ, Архангельская область может получить для регионального Дорожного фонда почти три миллиарда рублей. Всё вместе составит те ресурсы, которые смогут помочь совершенствовать дорожную сеть региона, на фоне которой успешно развивалась бы и экономика всего края.

Валентин Иванов
http://www.arhperspectiva.ru/week/246

Читайте также:

Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», © 2001—2024
163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская 38/1 схема проезда

(8182) 20-64-55, 20-66-68 центр управления движением

Политика в отношении обработки персональных данных