Региональный дорожный фонд: вопросы и ответы
30 сентября 2014
Из чего складывается дорожный фонд Архангельской области? Куда расходуются собранные средства? Каков личный вклад автовладельцев в развитие дорожной инфраструктуры региона? Ответам на эти вопросы посвящён очередной выпуск программы «Дороги Поморья» дорожного агентства «Архангельскавтодор».
Региональный дорожный фонд был возрождён в Архангельской области в 2012 году как оптимальный источник финансирования дорожной отрасли, и является частью бюджета Поморья. Общий плановый объём регионального дорожного фонда Архангельской области в 2014 году составляет 3 миллиарда 881 миллион рублей. Однако, как правило, фактический размер дорожного фонда по итогам года выходит меньше запланированного. Причиной этого является, прежде всего, недосбор акцизов. Так, в прошлом году дорожный фонд Поморья недополучил 745 миллионов рублей. Львиная доля поступлений в дорожный фонд приходится на три источника. Вот как выглядит пример на 2014 год:
- акцизы (то есть отчисления с каждого литра купленного топлива) – 77,9 процента;
- транспортный налог – 21,6 процента;
- возмещение вреда, причиняемого автодорогам большегрузными автомобилями – 0,5 процента.
Как сообщил директор областного агентства «Архангельскавтодор» Михаил Яковлев, распределять средства запланировано следующим образом:
- 579 миллионов рублей (15 %) – на строительство и реконструкцию автодорог;
- три миллиарда 22 миллиона рублей (77 %) – на улучшение эксплуатационного состояния дорог;
- 186 миллионов (4,8 %) - субсидии муниципальным образованиям области;
- 96,1 миллиона (2,5 %) – на управление дорожным хозяйством, научно-исследовательские и конструкторские работы.
Согласно статистическим данным сегодня в Архангельской области официально зарегистрировано 295 тысяч одних лишь легковых автомобилей. Чем больше топлива покупает автомобилист и чем активнее он пользуется дорогой, тем выше его взнос в региональный дорожный фонд. Главным источником пополнения дорожного фонда являются акцизы (или отчисления с каждого литра купленного в стране топлива). Например, если купить один литр бензина «Евро-5» стоимостью 31 рубль, размер акциза составит пять рублей, которые и будут перечислены в дорожный фонд.
Общий размер дорожного фонда России в 2014 году распределён следующим образом: 28 процентов средств направлены на дороги федерального значения, а 72 процента – в регионы. Таким образом, если вернуться к вышеназванному примеру, то из пяти рублей акциза 1,5 рубля пойдут на федеральные дороги, а 3,5 рубля – на региональные. Из общей суммы, выделяемой на региональные дороги, Поморье получает определённый процент, размер которого ежегодно меняется. В 2014 году область получила 1,03 процента от общей суммы средств.
Говоря об основных направлениях расходования средств дорожного фонда Михаил Яковлев подчеркнул: «Из всего объёма выделенных центром денег 10 % уходит на дороги, находящиеся на территории городов и поселений области, пропорционально протяжённости находящихся на их территории автодорог (эти средства формируют муниципальные дорожные фонды). Дополнительные средства муниципалитеты получают в виде субсидий, которые формируются из средств транспортного налога. Оставшиеся 90 % направляются на областные дороги. Вместе с транспортным налогом и средствами, выплаченными за возмещение вреда, причиняемого автодорогам большегрузным транспортом, эти деньги и составляют дорожный фонд Архангельской области».
Расходование регионального дорожного фонда идёт в трёх направлениях. Среди них – финансирование дорожной деятельности (строительство, содержание и ремонт), поддержка учреждений, осуществляющих управление в сфере дорожного хозяйства и субсидирование бюджетов городов и районов.
Заместитель директора областного агентства «Архангельскавтодор» Игорь Кудинов приводит такой наглядный пример: «Если автомобилист проезжает в год 20 тысяч километров с расходом десять литров на 100 километров, то в год он платит акцизов на семь тысяч рублей плюс транспортный налог – 1246 рублей. Если исключить из этого часть, которая отойдёт в муниципальный дорожный фонд, то в областной дорожный фонд от него за год поступит 7100 рублей. На эти деньги можно провести ямочный ремонт 8 квадратных метров асфальтобетонного покрытия, или поставить полтора дорожных знака, или сгрейдеровать 2,7 километра гравийной дороги, или очистить от снега 22 километра трассы. Если говорить о работах капитального характера, то на эти средства можно привести в нормативное состояние участок дороги протяжённостью 37 сантиметров». Добавим, что размер регионального дорожного фонда Архангельской области ежегодно меняется в зависимости от прогнозируемых объёмов его доходов, в основном складывающихся из величины получаемого акциза. Так, в 2012 году он составил четыре миллиарда 88 миллионов 55 тысяч рублей, а в 2013 году речь шла о сумме в три миллиарда 817 миллионов 519 тысяч рублей.
Смотреть свежий выпуск программы "Дороги Поморья".
Читайте также:
|