Дорога длиной в пятьдесят лет
19 марта 2011
Кафедра автомобильных дорог института строительства и архитектуры Северного (арктического) федерального университета отмечает юбилей.
Северу нужны дорожники
В шестидесятые годы Архангельская область испытала на себе строительный бум. В год сдавалось по три сотни километров новых дорог. Региону как никогда требовались инженеры-дорожники.
«Своих специалистов область не готовила, а выпускники столичных вузов надолго не задерживались на дорожных стройках области, — рассказывает профессор кафедры автодорог Валентина Лукина».
Началом эры региональных дорожников послужил приказ Минвуза РСФСР от 20 марта 1961 года, в соответствии с которым на факультете промышленного и гражданского строительства (ПГС) при кафедре сухопутного транспорта леса АЛТИ была открыта подготовка инженеров-дорожников
В сентябре 1962 года состоялся первый прием студентов, которые успешно защитили дипломные проекты в декабре 1967 года.
«С первых дней работы, кафедре было присуще постоянное новаторство во всех делах, — считает Валентина Алексеевна, — спустя несколько лет, она стала лидером по внедрению ЭВМ в учебном процессе, при выполнении курсовых и дипломных проектов».
В настоящее время нет ни одной дисциплины, при изучении которой не применялись бы приобретенные или разработанные на кафедре программные комплексы.
Авторитет науки
Кафедра автомобильных дорог всегда славилась своим кадровым составом, уровнем подготовки выпускников, а главное научно-исследовательской работой. Эта работа шла при непосредственной поддержке управления «Архангельскавтодор» и определялась требованиями времени.
Первым научным направлением, сформировавшимся еще на кафедре сухопутного транспорта леса, были исследования водно-теплового режима грунтов земляного полотна. В результате, были разработаны рекомендации по уточнению норм проектирования земляного полотна с учетом региональных особенностей.
Другим научным направлением кафедры стало исследование местных материалов для дорожного строительства области. В начале 70-х годов выполнены работы по применению битумных эмульсий, использованию таллового пека для укрепления известняков, применению известняков в дорожных конструкциях.
В разное время неоценимый вклад в развитие кафедры внесли: Гурьев Т. А., Скрипов Н. И., Кулижников А. М., Игнатьева А. П., Карзин Е. Г.
В начале 90-х годов, не смотря на трудности кафедра продолжала развитие и внедрила новые специальные дисциплины: «Система автоматизированного проектирования автомобильных дорог» и «Автоматизированные системы управления», позволившие выпускать высококлассных специалистов.
В этот период формируется база данных по дорогам Архангельской области, изучается история строительства автомобильных дорог в Северном крае.
С середины 90-х годов под руководством профессора Валентины Лукиной проводится работа по диагностике федеральной дороги «Москва — Архангельск», которая позволила внедрить современные методы оценки технического состояния дороги с использованием видеодиагностики и обосновать сроки ограничения движения транспортных средств в весенний период с учетом природно-климатических особенностей нашего региона.
Международное сотрудничество
В 90-е годы установились творческие связи с университетами Финляндии, Швеции, Германии, Норвегии и США. Профессоры и сотрудники кафедры выступали с докладами в зарубежных институтах. Научные труды региональных дорожников получили известность за границей, а лучшие студенты — дорожники прошли практику и стажировку в Финляндии и Германии.
В 1998 году кафедра завоевала приоритет по внедрению новых георадарных технологий в дорожной отрасли региона. В АГТУ была открыта аспирантура по специальности «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей».
В этот период Валентиной Лукиной проведены консультации по международному проекту TACIS «Управление дорогами Северо-Запада России», а в отделе диагностики Архавтодора внедрена программа по обработке результатов диагностики с использованием видеозаписи.
Выпускники — достояние кафедры
За годы работы кафедра выпустила сотни специалистов. Многие из них играют значительную роль в развитии дорожной отрасли региона.
«Мы признательны всем выпускникам, которые помогают во всех делах кафедры, — говорит Валентина Лукина, — они принимают молодых инженеров на работу, студентов старших курсов — на практику, участвуют в их становлении, вносят свою лепту в учебный процесс. Приятно отметить, что наши выпускники активно внедряют новые технологии при строительстве и ремонте автомобильных дорог области. Генеральный директор ООО „Севзапдорстрой“ А. Ф. Нечаев успешно проводит терморесайклинг существующего асфальтобетонного покрытия, использует установку по модифицированию битума. Успешно внедряет новые технологии ООО „Дорстроймеханизация“ под руководством В. Б. Сохина. Не отстают и другие дорожные подразделения области Безусловно, у коллектива кафедры есть проблемы, которые характерны для всех вузов России. Сложно осуществить преемственность поколений на кафедре, когда начинающие преподаватели, отработав 2-3 года, делают выбор в пользу дорожной или другой организации с более высокой заработной платой и покидают кафедру.
В июне 2011 г. состоится 45-й выпуск уже в С(А)ФУ по специальности „Автомобильные дороги и аэродромы“ и тогда общее количество инженеров — дорожников, подготовленных кафедрой составит 1874 человека.
Кафедра от души желает выпускникам 2011 г. успешной защиты дипломных проектов и достойного трудоустройства.
А работы дорожникам хватит во все времена, потребность в дорогах — вечна и в наш трудный период экономического кризиса».
Кстати
— В разное время на кафедре по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы», осуществлялась подготовка инженеров по специальности «Экономика дорожного хозяйства», «Менеджмент дорожного строительства», «Городские дороги», «Геоинформационные системы в дорожной отрасли» и др.
— В настоящее время сотрудники кафедры занимаются оценкой технического состояния дорожных объектов: обоснованием периодов ограничения движения в весенний период на дорогах области; разработкой и расчетом дорожных конструкций; технической экспертизой построенных объектов; совместно с дорожным агентством разработаны требования по качеству содержания транспортных сооружений (СТО 001-29) и рекомендации по периодичности выполнения отдельных видов работ по содержанию на региональных дорогах; вопросами применения отходов производства при строительстве дорог; проектированием сметных норм на новые технологии в дорожном строительстве при использовании зарубежной техники и другими работами.
Внимание!
Северный Арктический Федеральный Университет и «Дорожное агентство Архангельскавктодор» приглашают на встречу сегодняшних студентов и выпускников-дорожников всех лет 29 апреля в 14:00 в актовый зал главного корпуса С(А)ФУ.
Читайте также:
|