Владимир Шадрин: Автодорога обновляется капитально
25 августа 2023
Когда нацпроект по ремонту дорог «дойдёт» до Мезени, где закончится асфальт, как изменилась отрасль за последние годы, какова главная заповедь дорожников? Эти вопросы обсудили с генеральным директором ГКУ «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» Владимиром Шадриным во время его недавнего приезда в Мезень.
Вместе с заместителем председателя правительства Дмитрием Рожиным он инспектировал ремонт автодороги Архангельск — Белогорский — Пинега — Кимжа — Мезень, строительство моста в Совполье, социальных объектов и инфраструктуры в Мезени. Инициатором этой поездки правительственного десанта в Мезенский район стал депутат областного Собрания Сергей Эммануилов. Во время визита Владимир Александрович обмолвился, что тоже принимал участие в строительстве дороги на Мезень. С этого и началась наша беседа.
— 28 августа вводу в эксплуатацию дороги Мезень — Архангельск, так мы её называем в обиходе, будет уже 15 лет. А для Вас наша «дорога жизни» с чем связана?
— Я принимал непосредственное участие в её строительстве. В 2003 году во время учёбы тогда ещё в Архангельском государственном техническом университете проходил летом практику монтажником в «Мостоотряде № 9» «Мостостроя № 6». Мы строили мост через Немнюгу. Так что руку свою приложил к этой дороге.
— Хорошо заработали на практике?
— Достойно по тем временам. Приехали богатые, счастливые, беззаботные. Помню, что купил тогда себе первый мобильный телефон — они только появлялись. Так что и в моей жизни строительство этой самой северной в области дороги оставило заметный след. Из старожилов дорожной отрасли мне ни с кем не довелось поработать, но знаю, что поддержал это строительство Пётр Петрович Орлов, тогда руководитель «Архавтодора». Теперь он пенсионер, но до сих пор занимает активную позицию, высказывает своё мнение. При этом прекрасно понимает, что реалии меняются, и тот «Архавтодор», который был в конце 90-х годов — начале 2000-х, и нынешний — совершенно разные истории. Сейчас мы по сути дела заказчики, заключаем госконтракты, осуществляем контроль за деятельностью подрядчиков, принимаем работы. Во времена Орлова у «Архавтодора» были подведомственные ДРСУ. Были иные источники финансирования, наполнения дорожных фондов, имелись внебюджетные доходы. Сегодня всё гораздо жёстче, намного прозрачнее, ну и соответственно, намного сложнее — каждый рубль привлечённого финансирования на наши планы даётся потом и кровью
— Во время обсуждения ремонта дорог районного центра Вы напомнили главную заповедь дорожников. Так какая она?
— Отведи воду! То, чему учат в первую очередь. Вода — самый главный враг дорожника. Для мергеля, из которого построены многие мезенские дороги, это особенно важно.
— Да, в этом году мезенские дорожники оперативно отвели воду с дорожного полотна от города до переправ, и весной всё очень быстро подсохло. Расскажите, в какой связке работает дорожная отрасль региона?
— Мы находимся непосредственно в подчинении министерства транспорта Архангельской области, все наши подрядные организации привлекаем к работе на конкурсной основе. Из существовавших ранее ДРСУ сегодня у нас осталось единственное — Котласское, собственником которого является правительство Архангельской области. Предприятие прекрасно работает и развивается, и я надеюсь, что все планы, которые они для себя ставят, обязательно сбудутся.
— А как складываются взаимоотношения с остальными дорожными управлениями, которые стали коммерческими?
— Плесецкое и Мезенское ДРСУ были приватизированы и нашли новых собственников. Плесецкое влилось в ГК «Автодороги» и прекратило существование. Мезенское стало самостоятельным коммерческим предприятием, с ним продолжаем обычные договорные коммерческие отношения. Если раньше это были предприятия, на балансе которых находились дороги, то сегодня — обычные коммерческие организации, которые работают с нами, с заказчиками, через конкурсные процедуры.
— То есть теперь нельзя говорить, что мезенские дорожники отвечают за наши дороги?
— Почему? Они так же и отвечают за них, только не как собственник, им является «Архавтодор», а как подрядчики, которые работают в рамках заключённого контракта по содержанию дорог и обязаны обеспечивать должный его уровень.
— Сколько денег выделили, на столько и выполнили работ?
— Не совсем так, хотя, конечно, цель любого коммерческого предприятия — извлечение прибыли. Поэтому они все умеют считать деньги, аккуратно относиться к расходам. Но тем не менее, исходя из содержания заключённых контрактов, подрядчик обязан обеспечить нормативное состояние дороги. Мы прекрасно понимаем, что объём финансирования на содержание составляет далеко не 100 процентов. Если исходить из ГОСТов — порядка 20 процентов. Потому что сегодня наши приоритеты — работы на существующей дорожной сети: ремонт, в том числе и капитальный, строительство, реконструкция. Кошелёк один, общий. Исходя из цен работ на содержание, средств остаётся меньше, чем хотелось бы.
— К работе мезенских дорожников претензий у Вас нет?
— Претензии у меня периодически есть ко всем. Это нормально. Если бы у нас все дороги были в нормативном состоянии, а не как сейчас — всего 26 процентов по результатам на конец прошлого года — то и претензий бы, наверное, не было. Исходя из наших климатических условий, конечно, время от времени возникают вопросы к состоянию дорог. И подрядчик должен адекватно на них реагировать. Во-первых, он должен сам это отслеживать. Во-вторых, в максимально короткие сроки реагировать на наши, заказчиков, претензии. В случае, если это работы затратные, — такое тоже может случиться в наших условиях — подрядчик готовит обоснование о том, что какому-то конкретному участку дороги требуется выполнение дополнительных работ, которые не могут быть сделаны в рамках контракта по содержанию, обосновывает это. Мы в свою очередь изыскиваем средства и заключаем дополнительные контракты.
— Раз уж мы заговорили о форс-мажорных обстоятельствах, то как должен был действовать подрядчик в ситуации этого лета, когда из-за огромных нагрузок тяжеловесного транспорта «поплыло» дорожное полотно во время капитального ремонта других участков дорог? Людям очень сложно понять, как это может быть одновременно — приведение в нормативное состояние одних участков с помощью национального проекта «Безопасные качественные дороги» и разрушение других. Можно ли было избежать этой ситуации?
— Понимаете, то, что дорога пришла в такое состояние, и стало причиной её ремонта. Мы не ремонтируем то, что находится в хорошем состоянии. Требовалось срочное вмешательство на двух больших участках — в районе Вождеромки за исключением самого моста и подходов к нему (это запланировано на 2024–2025 годы), затем участок со 160-го до 200-го километров, почти до Пинеги. Это были самые проблемные участки, с самым плохим дорожным полотном. Сегодня подрядчик принимает все меры, чтобы обеспечить проезжаемость для любого вида транспорта на всём протяжении дороги. Работа очень большая.
В рамках заключённого контракта эти участки передаются на содержание подрядной организации. Так что претензии по качеству дорожного полотна мы предъявляем подрядчику. Он заинтересован поддерживать дорогу в нормальном состоянии, не запускать её.
Контроль у нас ежедневный, по каждому объекту созданы чаты в мессенджерах, и я по фотографиям с мест вижу, что происходит. Пока всё идёт по плану. На почти 40-километровом отрезке подрядчик полностью выполнил восстановление, закрепление трассы и расчистку полосы отвода, а работы по устройству выравнивающего слоя из щебёночно-гравийно-песчаной смеси и восстановлению обочин — на треть.
Что касается участка с 64-го по 82-й километр до Рембуево, в этом году состоятся конкурсные процедуры, а ремонт и ввод — в следующем году. Он будет в асфальте. Таким образом, полностью в асфальте в следующем году у нас будет участок от Архангельска до Белогорского, за исключением Вождеромки. Дальше асфальтирование не предусмотрено.
— Ходят слухи, что «Безопасные качественные дороги» придут и в Мезенский район.
— Это не слухи. Это реальность. Мезенский район уже в «БКД». Во многом этого удалось добиться благодаря настойчивости и грамотной депутатской работе Сергея Эммануилова и Андрея Малышева. Пожалуй, у нас, дорожников, именно с этими депутатами сложились самые плотные рабочие отношения. Не могу вспомнить, с кем ещё из депутатов мы столь часто ездим в районы, самые отдалённые их уголки, чтобы своими глазами увидеть ситуацию в дорожной сфере. Благодаря этому, участки дорог по Мезенскому району в этой федеральной программе и появились. У нас было огромное желание зайти с ними уже в 2024 году, но пока мы только дойдём до границы Мезенского района полностью. В этом году дойдём до Кулоя, в следующем году мы заканчиваем участок в Пинежском районе около 18 километров.
В 2025 году будем заходить на территорию Мезенского района. Сейчас у нас проектируются участки общей протяжённостью более 100 километров на 2025–2026 годы от границы района до Мезени. Это будет щебёночно-гравийно-песочная смесь. Подрядчикам уже дано задание искать карьеры, потому что транспортировка материалов за 300 километров очень удорожит проект. Мы не готовы платить за это. Крупных подрядчиков у нас в области немного, их набор стабильный, все они местные. Для экономики региона это важно, деньги в качестве налоговых поступлений остаются у нас. Так что пока ориентиры у нас такие. Понятно, что финансово-экономическая ситуация меняется, мы вынуждены в неё вписываться.
— Каковы перспективы понтона через Мезень? Нельзя ли его оставлять под зиму так же, как на Пёзе?
— Нельзя, это технологически невозможно. Понтоны дорогостоящие, быстро их не убрать, велика вероятность потерять в случае резкого ледохода. Мы посмотрели сегодня переправу через Пёзу. Понтоны хорошие, мощные.
— А есть ли какое-то техническое решение для переправы через Полой у Бычья?
— Понтон с точки зрения технологии невозможен — нельзя допустить, чтобы он опирался на дно, его сразу раздавит. Он должен быть всегда на плаву. Если вода слишком большая или, наоборот, падает, мы вынуждены переправу закрывать, как, например, на Ваге. С той интенсивностью движения, которая есть на Быченском направлении, паром, на мой взгляд, отлично справляется. В этом году мы такую же бесплатную переправу сделали в Усть-Кыме Лешуконского района.
— А дорога между Мезенью и Лешуконским будет ремонтироваться?
— В планах есть. Мы планировали начать в 2024 году и дойти до 20-го километра, но, к сожалению, исходя из объёмов финансирования и задач, которые перед нами ставятся по реализации нацпроекта «БКД», передвинули на 2026 год. Эта дорога не входит в опорную дорожную сеть, ремонтировать её будем за рамками нацпроекта, скорее всего на областные деньги. Хотя ежегодно мы выделяем на эту дорогу около 30 миллионов в год, помимо содержания. Этого также добились депутаты Сергей Эммануилов и Андрей Малышев, благодаря внесению поправок в региональный бюджет.
— Правда ли, что все зимники станут постепенно всесезонными дорогами?
— Каменка — Кимжа пока нет, она не в приоритете.
— А дорога на Долгощелье?
— В этом году мы в рамках её содержания ремонтируем два моста — через Чецу и Павручей. Ежегодно мы заготавливаем материал для её укрепления. Перспективы увеличения финансирования на эту дорогу пока туманные. Думаю, что сегодня важнее капитальный ремонт главной для вас дороги. Уверен, что Мезенский и Лешуконский районы ждут этого!
Беседовала Марина Потрохова Газета «Север», номер от 25 августа 2023 г.
Читайте также:
|