Центр управления движением: (8182) 20-66-68, 40-66-68, (911) 594-66-68
   

Изменения уже видны невооруженным взглядом. Дороги области приводятся в нормативное состояние

5 августа 2021

Президент Владимир Путин во время прямой линии 30 июня по поводу дорог заявил, что к 2024 году 50% региональных трасс должны быть приведены в нормативное состояние. Каков процент региональных трасс в Архангельской области в нормативном состоянии на текущий момент, и какие имеются планы на ближайшие годы? — эти вопросы были первыми, заданными нами во время интервью директору ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» Игорю Николаевичу Пинаеву.

— На данный момент в Архангельской области в нормативном состоянии находится чуть больше 20% региональных автодорог. Ожидается, что с 2022 года в течение 3 лет на развитие дорожной сети Архангельской области будет дополнительно, помимо основного финансирования в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», выделяться около миллиарда рублей ежегодно. Таким образом, мы планируем, что до конца 2024 года мы подойдем к 34% дорог в нормативе. Надо исходить из реалий и понимания специфики наших северных дорог — даже при такой поддержке за этот срок довести до нормативного состояния 50% от их общего количества пока не представляется возможным. На балансе области находится порядка 7 тысяч километров региональных дорог, не считая автозимников. Из них только 1650 км — в асфальтированном исполнении, т.е. менее 25%. Остальные — в гравийном. К тому же стоимость завозных материалов и работ с каждым годом всё растет. 

В каких объемах в этом году были выделены средства по нацпроекту?

— В 2021 году региону выделено по нацпроекту 3,2 млрд рублей, плюс дополнительные средства на ремонт дорог. В прошлом году было отремонтировано около 100 км автодорог. В этом году планируется 150 км, в следующем — 200 км. Но мы, с учётом всех мощностей могли бы делать больше. Необходимо делать примерно 500-600 километров в год! При таких объёмах работа была бы системной и за нами не копились бы долги в виде «недоремонтов». Было время, когда дорожники с такими объемами без особых проблем справлялись. 

Как нацпроект повлиял на дорожную отрасль в регионе?

— Должен признаться, что поначалу было очень сложно, и результаты первого года я бы даже назвал героическим достижением. А дальше была выстроена системная работа с четким пониманием того, что именно по ней мы и будем работать дальше. Нацпроект, в первую очередь, все поменял в наших головах, сложил, систематизировал. Это не разовая подачка, которую надо в авральном режиме освоить, и которая сегодня есть, а завтра ее не будет. Это как раз системная работа, при которой мы четко понимаем, когда и что проектируем, когда выставляем проекты на торги. В реализации нацпроекта мы ощущаем серьезную поддержку со стороны областного руководства и чёткие гарантии выполнения всех финансовых обязательств со стороны федерального центра. А изменения в состоянии наших региональных дорог жителям области уже видны невооруженным взглядом. 

Подрядчики до этого, как правило, приступали к изучению проектной документации только тогда, когда уже заходили на объект. Сейчас мы уже два года стабильно проводим торги в летне-осенний период, чтобы они еще зимой имели возможность детально изучить документы, побывать на месте, заранее решить какие-то вопросы с нашим техсоветом, который при необходимости может подкорректировать проект. Уже сегодня, в летний период, мы приступили к торговым процедурам по определению подрядчиков на следующий год. И для подрядчиков благодаря запасу времени легче решается вопрос заготовки материалов. Надо понимать, что местных материалов мы практически не имеем. Есть только один карьер базальтов в Плесецком районе. Но он не очень-то выгоден для подрядных организаций в виду того, что материал тяжелее и по тоннажу у них происходит перерасход. Щебень доставляется в Архангельскую область из Карелии, битум — из Ярославля. То есть подрядчики тоже включились в систему, отработали свою логистику, рассчитывают ресурсы, и никто из них рисковать своей репутацией не будет. 

Вносятся ли какие-то изменения в регламент работ на ведомственном уровне, положительно влияющие на приведение дорог в нормативное состояние? 

— Последние изменения в Приказ Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 г. №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», можно сказать, развязывает дорожникам руки по многим направлениям. Эти изменения значительно расширяют наши возможности, регламентируемые классификатором работ, и в целом способствуют более эффективной реализации нацпроекта в регионе. Например, если раньше замена слоя износа покрытия допускалась в рамках работ по содержанию дорог на участках протяженностью не более сотни метров, то сейчас эти ограничения сняты. 

В рамках текущего ремонта также допускаются определенные элементы капитального ремонта. А в рамках капремонта дорожники, перестраивая все покрытие, можно сказать, вообще фактически осуществляют строительство дороги, — только по тому же направлению, т.е. в рамках действующей полосы отвода. Благодаря обновленному классификатору существенно упрощается процедура формирования программ дорожных работ, ускоряется их проведение. 

По каким направлениям в этом году проводятся работы, и на каком они этапе в данный момент?

— На региональной сети автодорог Архангельской области на сегодняшний день идёт укладка асфальта на 8-ми из 9-ти региональных объектах нацпроекта «Безопасные качественные дороги». При этом на некоторых из них работы с асфальтом уже приближаются к завершению. Проведение работ можно условно разделить на два направления — северное и южное. На первом большая часть трасс оценивается как дороги с низкой интенсивностью движения — менее тысячи автомобилей в сутки. Но необходимость ремонтных работ на трассе Архангельск — Белогорский — Пинега — Кимжа — Мезень заключается не в интенсивности или экономической целесообразности, она имеет социальную направленность. Дорога по этому направлению связывает сразу несколько районов и сотни населенных пунктов. 

В этом году на пинежском направлении будет отремонтировано три участка общей протяженностью около 50 км — в районе населенных пунктов Трепузово (Приморский район, ремонт 20.5 км полотна), Рембуево (Приморский район, 1 км) и подъезд к поселку Белогорский (Холмогорский район, 27,3 км) в асфальтном исполнении. В следующем году будем работать по направлению с Белогорского в сторону Мезени. 

Судя по негативным комментариям жителей Лешуконского района в соцсетях, прежде хорошая дорога из соседней Мезени сейчас приведена в отвратительное состояние. Почему это произошло, и какие меры предпринимаются?

— Соглашусь с местными жителями, еще буквально лет шесть назад эта дорога была по области одна из лучших в гравийном исполнении. Но за этот период проход тяжелой техники, в первую очередь бензовозов энергетической компании, осуществляющих завоз топлива в осенний, т.е. самый дождливый период, привел к тому, что верхние слои дорожного покрытия, грубо говоря, просто перемешались, а колеи стали доходить в этом году до полуметра глубиной. В этом году подрядчик приступил к дорожным работам по уже отработанной ранее схеме. Такое стандартное решение применялось в прошлом году на 10-километровом участке по направлению на Онегу и на 6-километровом участке дороги Коноша — Няндома. Ведутся переговоры с энергетиками о том, чтобы завоз топлива они производили раньше, в августе. В основные задачи подрядчика на данный момент входит обеспечение максимально эффективного водоотведения и укладка слоя износа порядка 15 см щебеночно-гравийно-песчаной смесью на труднопроходимых участках. Объем дополнительного финансирования составил около 20 млн рублей и еще столько же мы смогли сакуммулировать в рамках контракта по содержанию этого участка. Работы и по содержанию и по ремонтам будут продолжаться в последующие годы, благодаря ожидаемой ежегодной поддержке мер по приведению региональных дорог в нормативное состояние.

Какие работы проводятся и планируются на южном направлении?

— В Вельском районе на участке дороги Коноша — Вельск протяженностью 14,5 км ведутся работы по выполнению верхнего слоя покрытия. Всего в этом году там будет отремонтировано около 40 километров километра дороги. В Няндомском и Каргопольском районах на дороге Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож полностью закончены работы с асфальтом, выполняется отсыпка и укрепление обочин. В Устьянском районе ведутся работы по верхнему слою асфальта на дороге Тарасонаволоцкая — Кононовская — Дубровская. На прошлой неделе работы по укладке асфальта начались и на самом сложном в техническом отношении и финансово ёмком региональном объекте нацпроекта 2021 года, участке капремонта автомобильной дороги Усть-Вага — Ядриха км 73 — км 87 в Верхнетоемском районе. К осени этого года 14 километров гравийной дороги здесь оденется в асфальтобетон. 

Можете выделить самые сложные участки по южному направлению, которые нуждаются в ремонтных работах? 

— Сложности есть на каждом участке, все, по которым мы сейчас работаем или планируем работать, нуждаются в ремонте. Можно, например, выделить дорогу по направлению Каргополь — Карелия (до границы Архангельской области), которая до сих пор не имеет полностью асфальтированного покрытия. Там интенсивность дорожного движения высокая, а ремонтировать гравийку уже не имеет смысла — в течение месяца образуется колейность и движение усложняется. Осложняет дело то, что дорога проходит по Кенозерскому парку, что накладывает на выполнение работ ряд ограничений. Полоса отвода там довольно узкая и есть риск, что мы с капитальным ремонтом можем в нее не вписаться. А отвести в особо охраняемой природной территории федерального значения землю под расширение полосы отвода практически нереально. Пока по этому 20-километровому участку еще нет окончательного решения, поэтому мы планируем ремонт до границы с парком.

Еще по одному направлению — от Архангельска до Онеги — мы будем работать в следующем году. Дорога давно требует серьезного ремонта, и она уже частично вошла в план работ по нацпроекту. На один участок уже имеется проектная документация, работы по нему начнутся в этом году. Осенью мы получаем документацию на участок протяженностью 21 км и весной — на участок 22 км. Работы на них будут производиться в следующем году. 

Как обстоят дела с ремонтами неотъемлемых частей любой дороги — мостами? 

— К сожалению, в этом отношении с прошлого года прослеживается негативная тенденция. Всего на региональных трассах в Архангельской области насчитывается 565 мостовых сооружений, из них две трети — деревянные, то есть изначально имеющие меньший запас прочности. Прежде дорожники ежегодно производили по области в среднем 15 капремонтов мостов, плюс планово-предупредительные ремонты в рамках контактов по содержанию, значительно продлевающие мостам жизнь. Таким образом, ситуация кардинально менялась — с 2012 года, когда количество аварийных мостов доходило до полусотни, удалось его снизить до десятка. 

Но сегодня имеется риск упустить то, чего мы добились. В прошлом году количество капитальных ремонтов мостов по области уменьшилось до восьми, а в текущем году всего до шести, причем с учетом переходящих объектов с прошлого года. Этого, конечно, недостаточно, сами посчитайте, если мы будем делать по 6 мостов в год — ста лет не хватит, чтобы привести их в нормативное состояние. Надо учитывать, что уже отремонтированные мосты будут приходить в негодность раньше, чем дойдет очередь до мостов, ожидающих срочного ремонта. Сегодня у нас имеется проектная документация на 15 мостов, но реализовать свои планы, к сожалению, мы не можем. Причина — нехватка финансирования именно по направлению капремонтов мостовых сооружений. В этом отношении мы становимся заложниками национального проекта — требования по этому направлению из года в год становятся все жестче. 

По замене водопропускных труб тоже бывают непредвиденные ситуации, а их у нас более 7 тысяч. Яркий пример — ремонт дороги на 50-километровом участке в Коношском районе, по которому уже был определен подрядчик. На участке было выявлено 15 аварийных водопропускных труб, для замены которых пришлось разрабатывать отдельный проект и реализовывать его параллельно с проведением ремонта дороги. 

В каком состоянии сегодня находится материально-техническая база дорожных производственных участков?

«Архавтодор» является только заказчиком и имеет на своем балансе исключительно легковой транспорт. Тем не менее, мы часто бываем на местах и хорошо знакомы с материально-технической базой подрядчиков. Чтобы жить и развиваться они вынуждены приобретать современную технику. И в этом плане наша Архангельская область выглядит очень достойно на фоне других регионов, и не только соседних. Например, для выполнения одной из самых ответственных операций, укладки асфальтобетона, везде используется импортная высокопроизводительная техника и высокоточное оборудование для нивелирования. Автопарк обновляется практически на всех производственных участках. 

А людей хватает ли?

— А вот здесь все обстоит наоборот, не слишком радужно. Кадровый голод ощущается не только на местах, но даже в самом Архангельске, где, казалось бы, и населения больше и выбор для обучения шире. Не хватает инженерно-технического персонала, водителей, механизаторов. Мы очень рассчитывали, что с началом реализации нацпроекта и ростом спроса на рабочие руки в дорожной сфере ситуация будет кардинально меняться. Но за минувшие три года ажиотажа среди молодежи в плане поступления на дорожно-строительные факультеты лично я не вижу. Будем надеяться, что молодые люди обратят свое внимание на рабочие профессии и оценят все их преимущества. Например, в нашей сфере у специалистов далеко не низкие зарплаты. Намного улучшились условия труда и проживания работников на вахтах — не сравнить с тем, что было раньше. Мы, повторюсь, часто бываем на местах и видим все своими глазами. Везде условия на достойном уровне.

Вы говорили об использовании новой техники, а вот на сайте Архангельсквтодора имеется один крайне любопытный раздел о применении новейших технологий в ремонтах и содержании дорог. Скажите, какие из них доказали свою эффективность?

— До начала реализации нацпроекта единой, четко выверенной и структурированной системы использования новых технологий не было. Проводились, в том числе с привлечением специалистов и ученых, научно-исследовательские и опытно-экспериментальные работы: по стабилизации гравийной дороги, использованию профилированной геомембраны, определению оптимального состава готовой холодной асфальтобетонной смеси для выполнения ямочного ремонта и т.д.

Каждая технология проходила апробацию на практике, в реальных условиях, оценивались их плюсы и минусы. Некоторые широко применяются и сейчас, от некоторых пока отказались. Например, опробовали применение геосетки для армирования ледовой переправы в Мезенском районе на ледовой переправе через реку Пёза. С одной стороны, она существенно повысила несущую способность льда, увеличила срок эксплуатации и уменьшила риск образования температурных трещин. С другой — встал вопрос о снятии геосетки при закрытии переправы. Ведь весной, перед ледоходом, обычный деревянный настил убрать изо льда легче и, даже если брусья попадут в воду, они не нанесут вреда экологии. А вот если утонет геосетка, неизвестно чем это может обернуться.

Сейчас Управление научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Минтранса России предоставляет нам каталог эффективных технологий, новых материалов и современного оборудования, включая информацию об их применении органами управления дорожным хозяйством. То есть нам, грубо говоря, не надо изобретать велосипед. В реестре есть стандартные типовые решения. Однако эти технологии перед широким внедрением также должны проходить апробацию, ведь страна у нас большая, и то, что хорошо себя зарекомендовало в средней полосе или на юге страны, не факт что будет также работать у нас на Севере. На сегодняшний день каких-либо нереализованных идей, для которых могли бы потребоваться новейшие технологии, у нас пока нет

И, напоследок, ваше личное мнение — есть ли какие-либо опасения, что весь объем дорожных работ в этом году будет выполнен в срок?

— По нацпроекту к концу июля план выполнен подрядчиками почти на 50%. Это я говорю только о тех работах, которые не только выполнены, но были приняты и оплачены. Фактическое же выполнение составляет примерно 60–65 % всего объёма работ. В этом году погода — просто счастье для дорожников. Она позволила подрядчикам уже с мая активно начать работы на объектах. Понимаю, что вечно такое продолжаться не может, поэтому ждем коварную осень. А сейчас начинается самый жаркий месяц в плане работы. И судя по набранному темпу, по результатам на объектах лично я никаких беспокойств по срокам реализаций всего объема не вижу.

 

  

Газета «Архангельск»,
информационное агентство Dvina29,

5 августа 2021 г.
Оригинал статьи



Читайте также:

Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», © 2001—2021
163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская 38/1 схема проезда

(8182) 20-64-55, 24-20-46 факс, 20-66-68 центр управления движением