Информация о проезде: (8182) 20-66-68, (911) 594-66-68 для фото- и видео-материалов
   

Игорь Пинаев: «Дорожная деятельность — это, прежде всего, огромная социальная ответственность»

12 февраля 2018

2017 год стал для дорожной отрасли Поморья непростым во многих отношениях. С одной стороны, небывалый паводок, продолжавшийся фактически всю весну и лето, с другой — резкое сокращение финансирования, с третьей — неизбежная критика со стороны простых пользователей дорог, которые, в общем, действительно не обязаны вникать в тонкости дорожной деятельности, и просто хотят нормальных дорог. В таких экстремальных условиях любая система проходит испытание на прочность. О том, каким образом региональной дорожной отрасли приходится выживать в подобных условиях, мы беседуем с директором дорожного агентства «Архангельскавтодор» Игорем Пинаевым.

— Игорь Николаевич, чем вызван столь ощутимый провал по части финансирования, который региональная дорожная отрасль испытала в прошедшем году?
— Действительно, по сравнению с 2016 годом, в 2017 году дорожная отрасль ощутила серьёзный недостаток средств. Общий объём федеральной поддержки региональных программ ремонта и строительства дорог в России по итогам года составил порядка 120 миллиардов рублей. Казалось бы, гигантская сумма. Однако уже сегодня видно, что этих средств для регионов недостаточно. Так, в случае с Архангельской областью, объём помощи из Москвы уменьшился в три раза по сравнению с 2016 годом, а это порядка миллиарда рублей. Во-вторых, произошло перераспределение акцизов, и большая часть собираемых в регионах средств идёт сегодня в федеральный дорожный фонд, не остаётся субъектах.

Есть ли надежда, что ситуация с финансами выровняется в ближайшие годы?
На протяжении всего 2017 года ситуация активно обсуждалась дорожным сообществом. Понимая серьёзность и важность проблемы, к обозначению её на федеральном уровне, поиску возможных вариантов решения подключилось Правительство области и лично губернатор Игорь Орлов. Как результат, сейчас руководством страны прорабатывается вариант, при котором уже с начала 2018 года распределение акцизов вернётся на уровень прошлогодних показателей. А с 1 января 2019 года, согласно поручению Президента Владимира Путина, все 100 % собираемых в регионах средств от акцизов на нефтепродукты будут оставаться в регионах и пополнять дорожные фонды субъекта. Сохранение полного объёма собираемых в Архангельской области акцизов в региональном дорожном фонде автоматически увеличит его объём на сумму порядка 1,5 миллиарда рублей, что повлечёт за собой увеличение объёмов строительства и ремонтов в нашем регионе.

Сегодня в нашу область активно стремятся войти дорожные предприятия из других регионов это позволяет открытость и прозрачность существующей системы торгов. При этом новые для региона игроки далеко не всегда готовы чётко исполнять условия контракта, работать качественно и в срок. Так что же такое дорожная деятельность в первую очередь: прибыльный бизнес для подрядчика или социальные обязательства?

Действительно, ограничить круг участников торгов практически невозможно, да и цели такой нет. Важно, чтобы это был круг профессионалов. А вот с этим большие трудности. К сожалению, ещё встречаются подрядчики, далекие от дорожной отрасли, которые, увидев большие суммы контрактов, и услышав о том, что дорожники «деньги гребут», идут на торги, демпингуют, и, таким образом, выигрывают подряды. И лишь уже зайдя на объект, осознав объём выполняемых работ в строгом соответствии с проектной документацией  и обязательными нормативными требованиями, такой бизнесмен понимает, что каждый дорожный рубль необходимо зарабатывать в буквальном смысле в поте лица, подтвердив его не только выполненными объёмами, но и качеством! Только в этом случае можно говорить о прибыльности бизнеса. Сумел грамотно и эффективно организовать производство, вложился в технику и обучение своих работников пожинай плоды в виде прибыли!
Опять же, всё просто, когда это касается строительства и ремонта. Однако  самая большая статья расходов дорожного фонда области – содержание действующей сети дорог, где большой конкуренции нет. Хорошо зная ситуацию изнутри, могу уверенно сказать: работы по содержанию региональных дорог это, прежде всего, огромная социальная ответственность, которую осознаёт и коллектив «Архавтодора», и большая часть подрядчиков. В части наших районов, например, до сих пор есть только грунтовые дороги. Тем ответственнее содержать их в порядке, обеспечивая транспортную доступность для тысяч жителей. А делать это в экстремальных северных условиях наглядным примером этому может послужить весенний паводок этого года, продолжавшийся чуть ли не всё лето порой очень тяжело. Поэтому костяк подрядных организаций, занимающихся содержанием региональных автотрасс, составляют предприятия, основная доля акций которых находится в собственности Архангельской области. Эта система создавалась не просто, путём проб и ошибок, и сегодня, на мой взгляд, является оптимальной. Она позволяет быть уверенным в том, что проезд по нашим дорогам будет обеспечен даже в самых непростых экономических условиях.

Важным событием станет передача регионального участка трассы Брин-Наволок Каргополь Вытегра в федеральную собственность. Чем это обернётся для региона?
Это логичное завершение колоссальной работы, проведенной правительством Поморья по привлечению федеральных средств, а также ответственного подхода подрядных организаций, благодаря которым эти немалые средства превратились в 35 километров современной автомобильной трассы. За три года, согласно поручению Президента Путина, нами реконструировано три участка общей стоимостью 1 миллиард 680 миллионов рублей. В перечень федеральных автотрасс России официально внесена новая дорога, которая будет проходить по маршруту Лодейное Поле Вытегра Прокшино Плесецк Брин-Наволок. В 2018 году дорога будет передана в федеральную собственность, что открывает перед трассой и регионами, по которым она проходит, новые перспективы развития. Проходящий по территории Архангельской области участок общей длиной 429 километров, будет финансироваться за счёт федерального бюджета, а это совсем иной уровень вложений.
Для сравнения: сегодня содержание нашего участка трассы до границы с Вологодской областью обходится в сумму 92 миллиона рублей в год. Согласно же федеральным нормативам, финансирование составит более 500 миллионов рублей, и это только работы по содержанию. Средства же, которые мы вкладывали в эту дорогу сравнимые, к слову, с суммой затрат на годовое содержание дорог целого района будут перераспределены на другие важнейшие для нас направления.

Большой стратегический проект завершается. А что в перспективе?
Возможно, об этом пока рано говорить, но плох тот дорожник, который живёт одним днём. Большая нагрузка на дороги юга области, в частности Котласского узла, где пересекаются интересы соседних субъектов Вологодской, Кировской областей, Республики Коми, наводит на мысль о создании единого транспортного коридора с федеральным статусом от Вологды, трассы М-8, через Великий Устюг и Котлас на Киров и Сыктывкар. Не менее важна и дорога из Котласа на Архангельск, трасса «Усть-Вага Ядриха», которая также достойна федерального статуса. Региону интересны оба эти направления и в настоящее время готовятся необходимые обоснования по соответствию их федеральным критериям. У нас много интересных и важных проектов, каждый из которых способен дать дополнительный стимул развития для всего региона. А активная поддержка губернатора вселяет уверенность в скорой реализации этих планов!


Беседовал Алексей Шептунов
Журнал «Территория развития», февраль 2018 г.

Читайте также:

Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», © 2001—2024
163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская 38/1 схема проезда

(8182) 20-64-55, 20-66-68 центр управления движением

Политика в отношении обработки персональных данных