|
Игорь Пинаев: «Дорожная деятельность — это, прежде всего, огромная социальная ответственность»
12 февраля 2018
2017 год стал для дорожной отрасли Поморья непростым во многих отношениях. С одной стороны, небывалый паводок, продолжавшийся фактически всю весну и лето, с другой — резкое сокращение финансирования, с третьей — неизбежная критика со стороны простых пользователей дорог, которые, в общем, действительно не обязаны вникать в тонкости дорожной деятельности, и просто хотят нормальных дорог. В таких экстремальных условиях любая система проходит испытание на прочность. О том, каким образом региональной дорожной отрасли приходится выживать в подобных условиях, мы беседуем с директором дорожного агентства «Архангельскавтодор» Игорем Пинаевым.
— Игорь Николаевич, чем вызван столь ощутимый провал по части финансирования, который региональная дорожная отрасль испытала в прошедшем году? — Действительно, по сравнению с 2016 годом, в 2017 году дорожная отрасль ощутила серьёзный недостаток средств. Общий объём федеральной поддержки региональных программ ремонта и строительства дорог в России по итогам года составил порядка 120 миллиардов рублей. Казалось бы, гигантская сумма. Однако уже сегодня видно, что этих средств для регионов недостаточно. Так, в случае с Архангельской областью, объём помощи из Москвы уменьшился в три раза по сравнению с 2016 годом, а это порядка миллиарда рублей. Во-вторых, произошло перераспределение акцизов, и большая часть собираемых в регионах средств идёт сегодня в федеральный дорожный фонд, не остаётся субъектах. — Есть ли надежда, что ситуация с финансами выровняется в ближайшие годы? — На протяжении всего 2017 года ситуация активно обсуждалась дорожным сообществом. Понимая серьёзность и важность проблемы, к обозначению её на федеральном уровне, поиску возможных вариантов решения подключилось Правительство области и лично губернатор Игорь Орлов. Как результат, сейчас руководством страны прорабатывается вариант, при котором уже с начала 2018 года распределение акцизов вернётся на уровень прошлогодних показателей. А с 1 января 2019 года, согласно поручению Президента Владимира Путина, все 100 % собираемых в регионах средств от акцизов на нефтепродукты будут оставаться в регионах и пополнять дорожные фонды субъекта. Сохранение полного объёма собираемых в Архангельской области акцизов в региональном дорожном фонде автоматически увеличит его объём на сумму порядка 1,5 миллиарда рублей, что повлечёт за собой увеличение объёмов строительства и ремонтов в нашем регионе. — Сегодня в нашу область активно стремятся войти дорожные предприятия из других регионов — это позволяет открытость и прозрачность существующей системы торгов. При этом новые для региона игроки далеко не всегда готовы чётко исполнять условия контракта, работать качественно и в срок. Так что же такое дорожная деятельность в первую очередь: прибыльный бизнес для подрядчика или социальные обязательства? — Действительно, ограничить круг участников торгов практически невозможно, да и цели такой нет. Важно, чтобы это был круг профессионалов. А вот с этим большие трудности. К сожалению, ещё встречаются подрядчики, далекие от дорожной отрасли, которые, увидев большие суммы контрактов, и услышав о том, что дорожники «деньги гребут», идут на торги, демпингуют, и, таким образом, выигрывают подряды. И лишь уже зайдя на объект, осознав объём выполняемых работ в строгом соответствии с проектной документацией и обязательными нормативными требованиями, такой бизнесмен понимает, что каждый дорожный рубль необходимо зарабатывать в буквальном смысле в поте лица, подтвердив его не только выполненными объёмами, но и качеством! Только в этом случае можно говорить о прибыльности бизнеса. Сумел грамотно и эффективно организовать производство, вложился в технику и обучение своих работников — пожинай плоды в виде прибыли! Опять же, всё просто, когда это касается строительства и ремонта. Однако самая большая статья расходов дорожного фонда области – содержание действующей сети дорог, где большой конкуренции нет. Хорошо зная ситуацию изнутри, могу уверенно сказать: работы по содержанию региональных дорог — это, прежде всего, огромная социальная ответственность, которую осознаёт и коллектив «Архавтодора», и большая часть подрядчиков. В части наших районов, например, до сих пор есть только грунтовые дороги. Тем ответственнее содержать их в порядке, обеспечивая транспортную доступность для тысяч жителей. А делать это в экстремальных северных условиях — наглядным примером этому может послужить весенний паводок этого года, продолжавшийся чуть ли не всё лето — порой очень тяжело. Поэтому костяк подрядных организаций, занимающихся содержанием региональных автотрасс, составляют предприятия, основная доля акций которых находится в собственности Архангельской области. Эта система создавалась не просто, путём проб и ошибок, и сегодня, на мой взгляд, является оптимальной. Она позволяет быть уверенным в том, что проезд по нашим дорогам будет обеспечен даже в самых непростых экономических условиях. — Важным событием станет передача регионального участка трассы Брин-Наволок — Каргополь — Вытегра в федеральную собственность. Чем это обернётся для региона? — Это логичное завершение колоссальной работы, проведенной правительством Поморья по привлечению федеральных средств, а также ответственного подхода подрядных организаций, благодаря которым эти немалые средства превратились в 35 километров современной автомобильной трассы. За три года, согласно поручению Президента Путина, нами реконструировано три участка общей стоимостью 1 миллиард 680 миллионов рублей. В перечень федеральных автотрасс России официально внесена новая дорога, которая будет проходить по маршруту Лодейное Поле — Вытегра — Прокшино — Плесецк — Брин-Наволок. В 2018 году дорога будет передана в федеральную собственность, что открывает перед трассой и регионами, по которым она проходит, новые перспективы развития. Проходящий по территории Архангельской области участок общей длиной 429 километров, будет финансироваться за счёт федерального бюджета, а это — совсем иной уровень вложений. Для сравнения: сегодня содержание нашего участка трассы до границы с Вологодской областью обходится в сумму 92 миллиона рублей в год. Согласно же федеральным нормативам, финансирование составит более 500 миллионов рублей, и это — только работы по содержанию. Средства же, которые мы вкладывали в эту дорогу — сравнимые, к слову, с суммой затрат на годовое содержание дорог целого района — будут перераспределены на другие важнейшие для нас направления. — Большой стратегический проект завершается. А что в перспективе? — Возможно, об этом пока рано говорить, но плох тот дорожник, который живёт одним днём. Большая нагрузка на дороги юга области, в частности Котласского узла, где пересекаются интересы соседних субъектов — Вологодской, Кировской областей, Республики Коми, — наводит на мысль о создании единого транспортного коридора с федеральным статусом от Вологды, трассы М-8, через Великий Устюг и Котлас на Киров и Сыктывкар. Не менее важна и дорога из Котласа на Архангельск, трасса «Усть-Вага — Ядриха», которая также достойна федерального статуса. Региону интересны оба эти направления и в настоящее время готовятся необходимые обоснования по соответствию их федеральным критериям. У нас много интересных и важных проектов, каждый из которых способен дать дополнительный стимул развития для всего региона. А активная поддержка губернатора вселяет уверенность в скорой реализации этих планов!
Беседовал Алексей Шептунов Журнал «Территория развития», февраль 2018 г.
Читайте также:
|