У дорожников Поморья имя Петра Орлова вызывает глубочайшее уважение. В прошлом директор «Архангельскавтодора», заместитель губернатора и депутат областного Собрания, сегодня он представляет Архангельскую область в Общественной палате РФ. Однако, как говорит сам Орлов, он до сих пор чувствует себя в первую очередь дорожником. Недавно Петру Петровичу исполнилось 65 лет. Для редакции это стало поводом расспросить заслуженного строителя и почётного дорожника России о его взгляде на текущую ситуацию в отрасли и о том, в каком направлении ей следует развиваться.
Мы начинали строить дороги Архангельской области практически с нуля. Был единственный населённый пункт, соединённый с Архангельском дорогой, – Холмогоры, все остальные существовали как бы на островках. Спасали только железная дорога и авиаперевозки. Когда началось дорожное строительство, у нас были деньги — и была так называемая «отработка», при которой в общее дело свою лепту должны были внести все предприятия региона. Транспортники давали машины, строймеханизаторы — бульдозеры, материалов не было вообще. Не хватало элементарного битума, стояли так называемые «самовары», которые перерабатывали из гудрона битум — естественно, не того качества. Был план, был вал, но качества дорог не было. Сегодня можно честно в этом признаться. Сейчас мы ремонтируем дороги и смотрим, что там внизу — а внизу-то ничего нет! Однако благодаря этому валу за короткие сроки была решена проблема с бездорожьем, почти все населённые пункты были соединены с областным центром. Сегодня это почти невозможно представить, но мы вводили по 700 километров дорог в год! Это как от Архангельска до Вологды!
Я руководил «Архавтодором» в период, когда в области существовал дорожный фонд, сопоставимый по своим размерам с региональным бюджетом. И мы «бодались» с администрацией области и депутатским корпусом, чтобы дорожный фонд не был включён в состав бюджета — а такое желание у некоторых было. Хотя в то же время мы никогда не отказывали администрации в решении некоторых дополнительных задач. Мы ремонтировали дороги Архангельска — так, объездное шоссе было впервые расширено за счёт средств «Архавтодора». Ежегодно городу из дорожного фонда выделялось 15 миллионов рублей. Сделали съезд с моста, который город не мог доделать лет десять, сделали развязку, другие объекты. Жить и работать было тяжело. Но я считаю, что сейчас — тяжелее! У нас был большой объём работ, но были деньги. Если следовать сегодняшним нормативам на содержание — не берём сейчас ремонт и строительство, на дороги Архангельской области нужно порядка 8 миллиардов в год. Но общий объём дорожного фонда — всего около четырёх, из которых на содержание выделяется около полутора миллиардов. За такие деньги сделать всё, что необходимо, просто невозможно. И дороги нашей области содержатся — да и существуют вообще! — при таком объёме средств лишь потому, что все задействованные в этом деле организации удалось сохранить в государственной собственности!
Встречаясь в рамках ассоциации «РАДОР», мы много говорим об исполнении поручения президента об удвоении количества сданных километров. И мы объясняли: при сохранении сегодняшнего финансирования это сделать невозможно. Почему? Повторюсь: 8 миллиардов требуемого — и 1,5 миллиарда в реальности! За счёт чего строить? Мы и так уже подчас делаем ремонт за счёт содержания. Министерство прислушалось, и в регионы пошли федеральные средства. Архангельская область, в частности, получила более миллиарда. Надеюсь, эта тенденция сохранится — задача по удвоению может быть решена только таким образом! Ведь денег, собираемых в области, крайне недостаточно, тем более нужно делиться с муниципалитетами.
Муниципалитеты говорят: из областного дорожного фонда нам нужны дополнительные средства, причём миллиарды! Но в Архангельске, например, около 500 километров, а у области — почти 8 тысяч. Есть разница?.. Поэтому очевидно, что денег на дороги никогда не хватало, не хватает и хватать, к сожалению, в ближайшем будущем не будет. Единственное, что успокаивает, что основная, федеральная сеть дорог финансируется очень неплохо. Для примера: федеральных дорог в России примерно 10%. Так вот на эти километры средств приходится примерно столько же, сколько на оставшиеся 90… Кроме того, сейчас разрабатывается норматив, который увеличивает срок службы дороги. Не секрет, что большинство дорог у нас строилось под нагрузку в 6 тонн на ось, сегодня нагрузка увеличилась вдвое — почему мы, например, весной вынуждены ограничивать движение.
Я очень рассчитываю, что одно из заседаний профильного комитета Общественной палаты России в следующем году обязательно будет посвящено проблемам дорожной отрасли. Эта площадка позволяет обсудить все самые насущные темы и дать рекомендации правительству, Госдуме… Проблем в дорожной отрасли действительно много. Верю, что формат Общественной палаты позволяет изменить ситуацию к лучшему. Палата готова предоставить свою площадку для дискуссий и решений.
В дорожной отрасли Архангельской области произошла смена поколений. И я считаю, что чем больше молодых — тем лучше. Я ушёл на пенсию в 62 года и считаю, что поздно ушёл. Надо давать дорогу молодым. Когда я работал в «Архавтодоре», на меня, возможно, обижались руководители некоторых ДРСУ, потому что я им говорил: «60 лет исполнилось, смена есть, вот тебе «Волга» (тогда было принято давать руководителям при уходе на пенсию) — всё, отдыхай, занимайся другими делами, будь советником, но не руководи!» У молодёжи есть новые идеи, а люди, достигающие определённого возраста, становятся объективно костными, они не могут быстро перестраиваться. Сейчас начальнику «Архавтодора» 35 лет — это то, что надо!
Хочу от всего сердца поздравить всех дорожников Архангельской области с профессиональным праздником. Я довольно давно ушёл из дорожной отрасли, многое уже не знаю. И хотя сегодня я занимаюсь в основном ЖКХ, продолжаю считать себя принадлежащим к той группе людей, которые с гордостью говорят о себе: я – дорожник! Желаю вам, коллеги, крепкого здоровья, успехов и удовлетворения от той работы, которую вы делаете для людей!
Пётр Орлов
Журнал «Деловой Вестник Поморья»
Оригинал публикации