Михаил Яковлев: «Сохранить и приумножить!»
14 октября 2015
Тема сохранности существующей автодорожной сети на фоне реализации поручения президента Владимира Путина об удвоении дорожного строительства — основные приоритеты для развития дорожного хозяйства Архангельской области. Так считает директор регионального агентства «Архангельскавтодор» Михаил Яковлев.
— Михаил Валерьевич, в канун Дня дорожника принято подводить итоги сезона. Что было главным в этом непростом году для региональной дорожной отрасли?
— Несмотря на то, что мы традиционно уделяли много внимания проблеме сохранности сети региональных автодорог, сегодня эта тема выходит на первый план. Напомню, по 2015 году мы имеем лишь 14% средств от нормативного финансирования, поэтому приходится определять приоритеты. Но, как говорят, чисто — это когда не мусорят. Так же и дороги: чтобы они были в нормальном состоянии, надо их, прежде всего, не разрушать. Не забывайте: наша сеть автодорог — это в прямом смысле слова самое дорогое из имеющегося имущество Архангельской области!
Поэтому не случайны усилия, которые предпринимает сегодня федеральный центр в плане усиления регулирования движения тяжёлого транспорта. По сути, эти действия направлены на то, чтобы вернуть ситуацию в рамки правового поля, напомнить о том, что у нас есть законы и нарушать их нельзя! Превышаешь дозволенный вес и при этом имеешь желание и средства ездить по дорогам — пожалуйста. При этом деньги, которые ты платишь, являются компенсацией ущерба, нанесённого дорожной сети, и направляются на её восстановление. Мы проводим системную работу в целях сохранности дорожной сети – это и сезонные ограничения движения большегрузов, и различные инструменты контроля, работаем в тесном взаимодействии с Региональной транспортной службой. Напомню, с 1 июля в России нарушителей весового режима начали штрафовать в автоматическом режиме, размер штрафа — до полумиллиона рублей. В 2016 году подобный автоматический пост весового контроля появится и у нас в области. Наша главная цель — не штрафовать нарушителей, а подтолкнуть перевозчиков исполнять правила эксплуатации автодорог. Сделать так, чтобы было выгоднее ездить по правилам!
На фото: совместная пресс-конференция с директором Упрдор «Холмогоры» Константином Чупровым
— В этом году Архангельская область получила 1 миллиард 69 миллионов рублей на важнейшие для региона дорожные проекты. Сколь необходимой была эта помощь?
— Дело в том, что областная дорожная гос-программа имеет достаточно ограниченное финансирование, определяемое поступлениями в дорожный фонд. Поэтому получение дополнительных — и, подчеркну, безвозмездных! — федеральных трансфертов на строительство и реконструкцию региональных автодорог позволяет Архангельской области ускорить работу по важнейшим объектам, которые иначе, возможно, ещё долго бы ждали своей участи. Это касается, например, такого стратегического для Поморья направления, как Брин-Наволок — Плесецк. Ведь из-за большой стоимости работ оно даже не было включено в областную госпрограмму. Это и связь с космодромом Плесецк, и обеспечение направления на Карелию и Санкт-Петербург, и перспективы передачи данного участка в федеральную собственность, благодаря чему в Архангельской области появится вторая федеральная трасса.
Сейчас обсуждается вопрос о возможности использования федеральных трансфертов на приведение существующей сети автодорог в нормативное состояние. Это означает, что эти столь важные для нас средства можно будет использовать не только на строительство и реконструкцию, но и на ремонт дорог. Данная инициатива полностью поддерживается ассоциацией «РАДОР», в которой мы активно работаем и которую воспринимаем как весьма эффективную площадку для дискуссии и локомотив для отстаивания интересов регионов на федеральном уровне. Ведь какой смысл строить новое, если рушится то, что есть? Наверное, это просто не по-хозяйски!
— Ещё один объект, который имеет перспективу быть переданным в федеральную собственность, — это Объездное шоссе и дорога на аэропорт Талаги. Что даст региону такая передача?
— Действительно, дорога на аэропорт — стратегический и перспективный для нашего региона объект. В настоящее время правительством Архангельской области проводится активная работа с Росавтодором по его передаче в федеральную собственность. После передачи федеральная трасса М-8 будет соединена с важнейшим объектом транспортной инфраструктуры, международным аэропортом, федеральной дорогой. Сейчас у этой дороги два собственника: мэрия Архангельска (участок от М-8 через остров Краснофлотский и Окружное шоссе) и «Архангельскавтодор» (от кольца кругового движения до аэропорта). После передачи у трассы будет единый федеральный собственник, который, как мы надеемся, доведёт её до требований, предъявляемых к автодороге с соответствующей интенсивностью — средства, выделяемые на содержание региональных и федеральных дорог, несопоставимы.
— Мы говорили об уже реализуемых проектах. А что в долгосрочной перспективе?
— Безусловно, отрасль живёт не одним днём и смотрит в будущее. И одним из направлений в более отдалённой перспективе станет укрепление транспортно-инфраструктурных связей Архангельской области с соседними регионами. Сегодня, в частности, обсуждается создание единого транспортного коридора Нижний Новгород — Шарья — Никольск — Котлас — Усть-Вага — Архангельск, который свяжет наш регион с Вологодской, Костромской и Нижегородской областями с выходом на федеральную трассу М-7. Существует проект письма четырёх губернаторов, для реализации проекта важно заручиться поддержкой руководства страны.
— Говоря о безопасности дорожного движения, нельзя не отметить не слишком радующую зависимость: чем лучше дороги — тем больше скорости, и соответственно, больше аварий. Насколько, на ваш взгляд, ответственны дорожники за подобную ситуацию?
— Действительно, ситуация с авариями на дорогах Архангельской области сегодня очень напряжённая. Статистика, говорит о том, что т.н. «дорожный фактор» в авариях снижается, однако само число ДТП продолжает расти, а сами они становятся тяжелее. Главная причина — большие скорости, несоблюдение правил дорожного движения и алкоголь. А раз нарушают правила — значит, чувствуют безнаказанность. Главным мотиватором, на мой взгляд, должна быть неизбежность наказания. Считаю, что на уровне законодательства необходимо ужесточить ответственность для водителей, которые рискуют не только собственным здоровьем, но и жизнью других людей, как своих близких, так и совершенно незнакомых. Об этом говорит и практика европейских стран, где существует система весьма внушительных штрафов. Другое направление — повышение культуры поведения на дороге, что необходимо делать, начиная с детсада. Другой момент — необходимость снижения аварийности на пешеходных переходах, особенно находящихся в непосредственной близости от детских учреждений и мест скопления людей. В этом направлении делается уже немало, однако нужно довести эту работу до логического завершения, обустраивая пешеходные переходы в соответствии с новыми требованиями ГОСТа.
– С этого года «Архангельскавтодор» начал активно взаимодействовать с общественными организациями, ставящими своей целью контроль за состоянием дорог. Насколько назрело такое сотрудничество?
На фото: Михаил Яковлев и общественники инспектируют ход ремонта Талажского шоссе
— Дорожная деятельность представляет из себя сложную цепочку, в которой непременным условием является многоуровневая система профессионального контроля, который осуществляется на всех стадиях — от проектирования до того момента, когда дорога уже работает. Однако подобный прямой контакт с пользователем дороги, который появился у нас после создания общественного движения «Асфальт 29», даёт нам возможность увидеть результаты своей деятельности со стороны, свежим взглядом. А значит, выйти на новый, ещё более высокий уровень контроля. Мы прекрасно осознаём, что то, что происходит на дорогах, касается практически всех. И в очередной раз подчёркиваем: мы абсолютно открыты и готовы взаимодействовать со всеми заинтересованными и неравнодушными гражданами и организациями.
— Как бы вы охарактеризовали существующее сегодня дорожное сообщество региона?
— Дорожная отрасль Поморья сегодня — это сообщество профессионалов и коллективов, имеющих многолетнюю историю работы на дорогах области. Это и строители, и проектировщики, и те, кто ремонтирует, и те, кто содержит дорожную сеть. Мы применяем новые технологии — на региональных дорогах работает качественная и высокопроизводительная техника. Самое главное то, что мы говорим на одном языке, у нас единые цели, мы ставим перед собой задачи для их реализации и, когда это необходимо, умеем находить компромиссы. Одним словом, с гордостью могу сказать, что мы составляем единую команду, которой по плечу любые, самые амбициозные цели!
Беседовал Алексей Шептунов Журнал «Деловой Вестник Поморья Оригинал публикации
На фото: руководители предприятий дорожной отрасли Поморья на совещании в Котласе
Читайте также:
|