Михаил Яковлев: «До 2012 года средств на ремонт автодорог у Поморья практически не было»
15 июля 2014
Директор ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» рассказал газете «Строительный еженедельник» (Санкт-Петербург) об аварийном состоянии региональных автодорог и появлении новой федеральной трассы Архангельск — Петербург.
— Как вы можете оценить состояние дорожного хозяйства Архангельской области? Какой процент автодорог сегодня находятся в ненормативном состоянии?
— В настоящее время 89,4 % региональных автомобильных дорог общего пользования нашего региона находятся в ненормативном состоянии. Причина этого в том, что более десяти лет, вплоть до 2012 года, средств на ремонт автодорог практически не было, что было связано с финансированием дорожной отрасли в минимальном объёме, по остаточному принципу. При этом ежегодно увеличивалась интенсивность транспортного потока и количество большегрузных автомобилей. Таким образом, сложившаяся сегодня ситуация была вполне предсказуема.
Кроме того, формирование опорной дорожной сети региона не завершено, 117 населенных пунктов с численностью жителей более 100 человек не имеют связи с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твёрдым покрытием. Четыре районных центра не имеют круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием с Архангельском. Значительная часть, а именно — треть мостов также находится в неудовлетворительном или аварийном состоянии. Основную часть мостовых сооружений составляют деревянные мосты со значительным сроком эксплуатации.
С 2012 года в области создан региональный дорожный фонд. Это улучшило ситуацию с финансированием дорожной деятельности, но при таком текущем состоянии автомобильных дорог в кратчайшие сроки привести всю сеть в нормативное состояние, конечно, невозможно. Положительная динамика улучшения состояния дорожной сети при ограниченных объёмах финансирования может быть достигнута только при реализации стратегии поэтапного приведения автодорог в нормативное состояние, исходя из их значения для экономики области в целом. На последовательное решение этих вопросов направлены мероприятия государственной программы «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014–2020 годы)».
— Какой объём средств требуется ежегодно области для поддержания дорожной отрасли региона?
— Если исходить из нормативов финансовых затрат, утвержденных Правительством Архангельской области, для выполнения работ по ремонту, капитальному ремонту с соблюдением межремонтных сроков и содержания региональных автомобильных дорог в нормативном состоянии требуется ежегодно около 15 миллиардов рублей. Для сравнения, это более чем в три раза больше объёма дорожного фонда области на 2014 год, из которых 185,8 миллиона рублей направляются в форме субсидий в бюджеты муниципальных образований. На 2015–2016 годы запланирован возврат бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на строительство перегона Каргополь — Плесецк (831 и 500 миллионов соответственно), т.е. эти средства не пойдут на финансирование региональной дорожной сети.
— Каков объём дорожного фонда Архангельской области? И прогноз по объёму на 2015 год?
— На 2014 год его объём составил 3,9 миллиарда рублей. При этом мы понимаем, что реальное исполнение дорожного фонда по доходам за 2014 год может существенно отличаться от планового объема. Основным источником формирования дорожного фонда Архангельской области являются доходы от акцизов на топливо (около 80 %), по итогам 2013 года был существенный их недосбор, который составил более 500 миллионов рублей. Объем средств на 2015 год определён областным законом об областном бюджете в объёме 4,1 миллиарда рублей, он будет уточняться при планировании областного бюджета на 2015–2017 годы с учётом ожидаемого исполнения в текущем году.
— Какой объём дорожных ремонтов запланирован на 2014 год? Каковы лимиты финансирования?
— На текущий год запланирован капитальный ремонт и ремонт 65 километров региональных автомобильных дорог и 19 мостов. На эти цели предусмотрено 1,2 миллиарда рублей, из них 53 миллиона — внебюджетные средства.
— В каких ключевых транспортных объектах, на ваш взгляд, сегодня нуждается Поморье?
— Основные направления развития дорожной сети региона определены Транспортной стратегией до 2030 года и соответственно отражены в государственной программе «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014–2020 годы)». Для Архангельской области сейчас — это объекты, направленные на обеспечение автотранспортной связи районных центров с Архангельском по дорогам с твердым покрытием, обеспечение нормативных условий движения по направлению Северного автодорожного коридора и исполнение поручения Президента Российской Федерации по приведению в нормативное состояние перегона Брин-Наволок — Плесецк на автомобильной дороге Архангельск (от пос. Брин-Наволок) — Каргополь — Вытегра (до с. Прокшино).
Нужно отметить, что приведение в нормативное состояние участков перегона Брин-Наволок — Плесецк позволит значительно разгрузить федеральную трассу М-8, а также сократить маршрут от Архангельска до Санкт-Петербурга на 317 км. Мы считаем это направление особенно перспективным и важным для трёх регионов — Архангельской, Вологодской и Ленинградской областей.
— Как идёт исполнение госпрограммы «Развитие транспортной системы Архангельской области» до 2020 года«? Каков ее объём финансирования сегодня и целевые пункты расходов?
— Финансирование дорожной деятельности предусмотрено в рамках двух подпрограмм этой госпрограммы. Подпрограмма «Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения» направлена на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и искусственных сооружений. Общий объём финансирования подпрограммы до 2020 года составляет 5,3 миллиардов рублей, в т.ч. на 2014 год — 578,9 миллиона.
В рамках подпрограммы «Улучшение эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения» предусмотрены мероприятия по капитальному ремонту, ремонту и содержанию действующей сети региональных автомобильных дорог. В подпрограмму включены мероприятия по приведению в нормативное состояние основных региональных дорог, которые составляют опорную сеть и обеспечивают основные грузопотоки. Отдельным блоком выделено направление по капитальному ремонту аварийных мостов.
В рамках мероприятий по содержанию автомобильных дорог предусмотрены в т.ч. мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. Общий объём финансирования подпрограммы составляет 25,7 миллиарда рублей, в т.ч. на 2014 год — около 3 миллиардов.
Реализация мероприятий подпрограмм ведется в соответствии с планами работ, в соответствии с федеральным законодательством определяются подрядчики, заключаются государственные контракты, осуществляется контроль исполнения договорных обязательств.
— Как решается проблема доступа к удалённым поселениям области?
— Такая проблема действительно существует. В Архангельской области не имеют связи по дорогам с твёрдым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования более 2 тысяч населенных пунктов. Обеспечить связь всех населённых пунктов только дорогами регионального значения невозможно, здесь требуется развитие всех видов сообщения. Но, если вести речь об автомобильных дорогах, то сейчас в рамках требований бюджетного законодательства 5 процентов средств регионального дорожного фонда ежегодно направляются на строительство автомобильных дорог, обеспечивающих связь сельских населенных пунктов с автомобильными дорогами общего пользования по дорогам с твердым покрытием.
— Как выстраиваются отношения с подрядчиками? Есть ли системы контроля качества дорожного строительства? Бывают ли случаи гарантийного ремонта с их стороны?
— Взаимоотношения с подрядчиком регулируются государственным контрактом в соответствии с законом о контрактной системе. Контроль качества продукции дорожной отрасли осуществляется на трёх уровнях — самого подрядчика, заказчика и государственного строительного надзора по объектам строительства, реконструкции. Случаи выполнения работ по гарантии у нас бывали. Гарантийная ответственность подрядной организации установлена государственным контрактом, где прописаны сроки гарантийных обязательств и порядок их выполнения. Работы по гарантийным обязательствам подрядчик выполняет за свой счет.
— Проблема соединения космодрома Плесецк с федеральной трассой решаются уже много лет. О федеральном кредитовании этих работ заявляли ещё в 2010 году. Почему эта работа тормозится?
— Вопрос поставлен не совсем корректно. По данному направлению в 2007 — 2010 годах осуществлялось строительство автомобильной дороги регионального значения Архангельск (от пос. Брин-Наволок) — Каргополь — Вытегра (до с. Прокшино) на перегоне Каргополь — Плесецк. Для завершения приведения в нормативное состояние дороги необходимо ликвидировать непроезжие участки на перегоне Брин-Наволок — Плесецк. Необходимый объём средств — 2,7 миллиарда рублей. Объем средств значительный, поэтому в настоящее время с федеральными органами власти прорабатывается вопрос выделения средств на строительство участков перегона.
Кроме того, в рамках межрегионального взаимодействия губернаторами Архангельской, Вологодской и Ленинградской областей в адрес администрации Президента на имя Игоря Левитина направлено обращение о выделении субсидий на строительство и реконструкцию участков и последующей передаче в федеральную собственность всего маршрута от Брин-Наволока до Санкт-Петербурга. Об этом мы говорили выше. Добавлю лишь, что при реализации этого проекта и фактического появления в Архангельской области второй федеральной автотрассы одновременно решается и проблема соединения специального объекта федерального значения, космодрома Плесецк, с федеральной трассой.
— Как решаются вопросы управления и развития дорожной сети с входящим в состав области НАО? Есть ли примеры взаимодействия?
Архангельская область исполняет полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории округа с 2008 года. Учитывая ограниченность средств, выделяемых на дорожную деятельность до создания дорожных фондов, основные работы, которые осуществлялись на сети дорог, расположенных на территории НАО — это содержание автомобильных дорог, искусственных сооружений, обеспечение безопасности дорожного движения. С 2013 года начаты капитальные ремонты четырёх мостовых сооружений в округе в рамках государственной программы с общим объемом финансирования 276,5 млн рублей.
С 2015 года полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования передаются в НАО в соответствии с договором о взаимодействии между органами исполнительной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
Беседовал Михаил Немировский
«Строительный Еженедельник» (Санкт-Петербург), № 26 (614), 14 июля 2014 г. PDF, 5,18 Мб
Читайте также:
|