Будущее региональных дорог в межотраслевом сотрудничестве
23 марта 2012
С возвращением целевого фонда в региональную дорожную отрасль, изменится не только общая ситуация на сети дорог общего пользования. Дорожники, до поры, говорившие лишь о навалившихся на их плечи проблемах, заявляют о работе по долгосрочным целевым программам, восстановлении дорог и возможности совместной работы по развитию инфраструктуры.
ЛЕКАРСТВО ОТ БЕЗДОРОЖЬЯ
Ни что так часто не звучало из уст дорожников за последние годы как воспоминания о дорожном фонде, ликвидированном в 2001 году по решению Госдумы. Этот шаг ознаменовал начало краха дорожной отрасли в целом и в регионах в частности. Помочь выйти из кризиса, в который загнало дорожную отрасль безденежье, может лишь их наличие. Причем не хаотичное, как было все эти годы, когда деньги в непредсказуемых объемах спускались из центра под конец сезона. Дорожная отрасль, как и любая другая, требует долговременного стратегического планирования. А оно возможно лишь при наличии ежегодного, фиксированного объема денег и уверенности, что они никуда не исчезнут. Все это олицетворял долгожданный дорожный фонд – целевая, защищенная, отраслевая статья расходов, позволяющая вести свою деятельность, как это положено по закону и основам экономики.
В сентябре 2011 года областное собрание депутатов одобрило формирование регионального дорожного фонда. На первых порах в копилку на содержание, ремонт и строительство деньги будут поступать из трех источников: акцизов на нефтепродукты, транспортного налога, штрафов и госпошлин за причинение вреда дорогам и провоз тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Итого на 2012 год дорожная отрасль насчитала три миллиарда восемьсот миллионов рублей. Большая часть этой суммы (2 млрд. 130 млн. рублей) пойдут на святое святых дорожной отрасли – содержание и ремонт областных трасс. Не остались без внимания и муниципальные образования, получившие из дорожного фонда 500 миллионов рублей и развитие своих магистралей. Еще 700 миллионов рублей уйдет на погашение федерального кредита, а на строительство с реконструкцией остается всего 490 миллионов рублей. При этом обоснованная потребность областных дорожников на ежегодное содержание с ремонтом составляет пятнадцать миллиардов рублей. При этом уровне финансирования, дорожники могут обеспечить нормативное содержание и выдержать межремонтные сроки на дорогах. Кстати федеральные органы управления переходят к нормативному финансированию уже с 2014 года, что уже становится видно, если проехать, хотя бы по М8, ремонтом и содержанием которой занимается УПРДОР «Холмогоры».
КТО ИЩЕТ, ТОТ НАЙДЕТ
По словам директора регионального дорожного агентства «Архангельскавтодор» Сергея Попова, в первую очередь, вопрос наполняемости бюджета дорожников необходимо решать за счет расширения перечня источников дорожного фонда.
«На сегодняшний день в областном законе перечислены двенадцать источников финансирования дорожного фонда, - говорит Сергей Иванович, - Мы должны задействовать все источники, предусмотренные законодательством. В том числе взимание арендной платы за земельные участки в полосе отвода, оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автодорогам и т.п.».
Кроме того, мы считаем возможным появление дополнительного источника в виде частного капитала.
ВЫГОДА В ПАРТНЕРСТВЕ
Однако, как отмечают в Архавтодоре резкого скачка, в улучшении состояния региональной дорожной сети не произойдет. Выделяемых средств хватит лишь на обеспечение проезда и проведение ремонтных работ по важнейшим направлениям. Интересы дорожников в обеспечении комфортного проезда по этим направлениям совпадают с интересами бизнеса. Лесная отрасль использует дороги общего пользования. Гражданский транспорт нередко проезжает по ведомственным лесным дорогам. Взаимодействие в этой сфере стало настолько очевидным, что даже оформилось в договорные отношения. К примеру, группа компаний Илим ежегодно тратит десятки миллионов рублей на дороги общего пользования Вилегодского района, входящие Северный автомобильный коридор. А компания «Соломбала-Лес» вложила деньги в строительство трассы на Карпогоры. При этом, решая задачи вывозки древесины, бизнес участвует в обеспечении круглогодичной связи районного центра Пинежского района с областной сетью дорог. Но возможность проезда выгодна без исключения всем отраслям экономики. Именно поэтому в настоящее время ведутся переговоры о заключении соглашения с ЗАО «Ямалгазинвест» о выделении одного миллиарда (!) рублей на восстановление дорог Котласского, Ленского, Вилегодского и Устьянского районов, задействованных при строительстве газопровода Ухта – Торжок.
«Это взаимовыгодное сотрудничество, - отмечает Сергей Попов, - с одной стороны, компании проявляют социальную ответственность, обеспечивая проезд по дорогам общего пользования, с другой, решают свои логистические задачи. При этом бизнес заинтересован в развитии ведомственной сети дорог, и потому собственными силами занимается содержанием, ремонтом и строительством лесовозных магистралей». По словам директора Архавтодора, региональные дорожные предприятия обладают всем необходимым, чтобы при сохранении объемов работ на дорогах общего пользования, выполнять заказы бизнеса. Во-первых, это работа на местном рынке услуг, а значит пополнение региональной казны с налоговых платежей. Во-вторых, квалифицированные специалисты с гарантией качества и контролем над выполнением работ. К тому же аутсорсинг дорожных работ сэкономит средства, на приобретение специализированной техники и наем дополнительных кадров.
В результате, сотрудничество с бизнесом в тех или иных формах, будет значительным шагом в формировании современной региональной инфраструктуры и станет основой развития экономики Архангельской области.
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ФОНДА
(в соответствии с областным законом «О дорожном фонде»
от 19 октября 2011 года N 1023)
1) акцизы на ГСМ;
2) транспортный налог;
3) использование имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
4) арендная плата за земельные участки, расположенные в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
5) арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности Архангельской области и расположенные в придорожной полосе автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
6) плата за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения;
7) плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
8) штрафы за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения;
9) штрафные санкции за нарушение договорных обязательств по договорам подряда на выполнение работ за счет средств дорожного фонда;
10) государственные пошлины за выдачу специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
11) поступления в виде субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
12) безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольные пожертвования, в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Читайте также:
|