Финансирование – главный слой дорожного пирога
23 июля 2011
Рецепт спасения опорной сети дорог Архангельской области предлагает директор дорожного агентства «Архангельскавтодор» Сергей Попов.
ДОРОГА ТОЖЕ «ЧИСТИТ ЗУБЫ»
Архангельские дорожники всеми силами пытаются обеспечить проезд по разваливающимся региональным трассам. Уровень запустения областного дорожного хозяйства демонстрируют цифры: из восьми тысяч ста двух километров дорог лишь девять процентов находятся в нормативном состоянии. При этом балансовая стоимость дорог и сооружений региона составляет 90% имущества области.
Характеризуя состояние дел, Сергей Попов отмечает: дорожная сеть, что соединяет основные районы с областным центром, в последние годы была практически сформирована. Этому всегда придавалось большое значение. Однако не решенными осталось еще много серьезных проблем. У четырёх районных центров: Онеги, Яренска, Лешуконского и Карпогор до сих пор нет связи с Архангельском по сети дорог общего пользования. Денежное голодание, с которым дорожники живут последний десяток лет, доводит трассы до полного упадка.
«Мы видим, как зарастают полосы отвода, ухудшается водно-тепловой режим дорожного полотна, оно попросту разрушается,- рассказывает Сергей Иванович, - Начинает падать опорная сеть дорог. Это значит, что там где, должен быть обеспечен обязательный проезд, он затруднен, а в ближайшей перспективе по некоторым направлениям его не будет вообще. У наших дорожников даже появился новый термин – не проезд, а проезжаемость.
Если с учетом нашего климата мы понимали, что движение на некоторых участках может быть затруднено зимой или весной в распутицу, то теперь мы уже начинаем констатировать факт полного отсутствия проезда. Это уже отмечено в Онежском, Плесецком, Котласком, Красноборском, Вилегодском, Верхне-Тоемском, Вельском районах, в направлениях на КОМИ и Карелию. Это все очень важные экономически дороги. Нормативное содержание дороги, которое утверждено на федеральном уровне включает комфортный проезд, необходимый сервис и безопасность. В существующих условиях обеспечить все это в полном объеме просто невозможно».
Говорить о ремонте и строительстве сегодня вообще не приходится, в последнее время на эти виды работ деньги не выделяются. Но основная проблема в серьезном недостатке средств даже на содержание. В 2010 году дорожники получили пятую часть средств от нормативов, в 2011 всего 19% от необходимого.
Сергей Попов: «А теперь представьте, уход за дорогами должен быть круглосуточный, пройти надо по каждому метру и каждый день. Это неотъемлемое правило, как зубы каждый день чистить. А возможностей по нормативному содержанию на сегодня нет».
ЗОЛОТОЙ ПЕСОК
Еще одна не решенная проблема – ценообразование на необходимые ресурсы. Дорожники часто сталкиваются с нареканиями по высокой стоимости выполняемых работ. Однако купить необходимые материалы по доступным ценам бывает попросту невозможно. Завышенные цены на природные ресурсы связывают по рукам и ногам. Федеральное законодательство позволяет коммерсантам устанавливать свою стоимость продукции, что ведет к непомерному удорожанию дорожных работ. В результате компании-подрядчики несут серьезные убытки и порой вовсе готовы отказаться от объекта.
По мнению Сергея Попова, если формирование цен на гравий, песок, и щебень по-прежнему будет оставаться бесконтрольным, дорожная отрасль окажется в крайне тяжелом положении: «необходимо разработать акт, обязывающий лица и организации, имеющие лицензии на право пользования недрами, подтверждать расчетами стоимость отпускаемого материала. При этом монополизация твердых ресурсов проделывает ощутимые дыры и в областном бюджете. От реализации 48 месторождений областной бюджет получает 9 млн. рублей. А недропользователи, получившие эти месторождения (хотя недра — это государственная собственность), завысят цены, продавая материалы дорожникам. В результате из бюджета утекут сотни миллионов рублей».
В настоящее время совместно с дорожниками в депутатском корпусе создана рабочая группа, в которой ведется разработка проекта изменения нормативных документов в областном законодательстве и на федеральном уровне. Дорожники предлагают использовать нормы, учитывающие специфические требования к проектированию автомобильных дорог. Ведь любая дорога — это экономика, а значит и обоснование целесообразности использования бюджетных средств.
ЗАКАПЫВАТЬ С УМОМ
Дороги – это стратегическая отрасль региона, а значит таковым должен быть и подход в управлении этим сложнейшим механизмом. Со времен отмены дорожного фонда в 2001 году отрасль пребывала в состоянии смуты. Деньги шли в виде остатков с других статей. Планировать работу стало практически невозможно. Брошенные сверху суммы приходилось осваивать с колес и быстро, иначе рисковали остаться без денег на следующий год. Тогда то и появилась метафора о дорожниках «зарывающих деньги» в песок.
На сегодняшний день Правительством Архангельской области принята разработанная дорожниками долгосрочная целевая программа по ремонту и содержанию сети региональных автодорог.
Программа позволит привести в порядок основные дороги Архангельской области, обеспечить безопасное и бесперебойное движение, предотвратить транспортные разрывы за счет ремонта аварийных мостов.
«Эта программа – первый этап восстановления и развития дорожной сети региона, - считает Сергей Попов, - на ее основе будут производиться ремонтно-восстановительные работы. Однако ее реализация возможна лишь в случае формирования регионального дорожного фонда».
Региональный дорожный фонд (закон, который дорожники ждут, без преувеличения, как манны небесной), это основа финансирования принятой программы. Он будет формироваться на базе отчислений утвержденных областным Правительством. Для дорожников очень важно, что это будет защищенная статья расходов. «Дорожные» деньги будут расходоваться только на областные трассы и никуда более. Это позволит осуществлять долговременное планирование работ. В том числе тех, что заложены в свежеутвержденную программу.
За три года реализации программы, дорожники планируют отремонтировать более трехсот километров дорог и привести в порядок шестьдесят семь мостов. А так же улучшить содержание всех восьми тысяч ста двух километров дорог общего пользования региона.
Читайте также:
|