Для стабилизации, дорожной отрасли нужна федеральная поддержка
5 августа 2010
Объем дорожного строительства в регионе и развитие инновационных технологий достигли небывалого роста. Однако для приведения в порядок дорожной сети региона необходимо комплексное решение проблем.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИННОВАЦИИ В значительной мере держать инновационное направление в «тонусе» архангельским дорожникам помогают широкие международные связи. На протяжении многих лет идет непрерывный обмен опытом с органами управления дорожным хозяйством Швеции, Норвегии, Финляндии и США. Американцы недавно посетили Архангельск для подписания очередного пятилетнего соглашения о сотрудничестве между департаментом транспорта штата Мэн и ГУ «Дорожное агентство “Архангельскавтодор”». Давая оценку значимости подобных визитов, генеральный директор ассоциации РАДОР Игорь Старыгин, подчеркнул: «Знакомство с западными технологиями и опытом производства дают нам возможность привести сеть дорог в нормативное состояние, сделать дороги такими, как их хотят видеть пользователи. Немаловажно и то, что подобная практика позволяет нам экономить на дорожных работах». Об экономии говорили и американские коллеги из департамента транспорта штата Мэн. Его директор Дэвид Коул отметил, крайнюю необходимость внимательно относится к распределению существующих финансовых средств и очень тщательно выбирать эффективные технологии в дорожном деле. При этом господин Коул оговорился: «Даже при нашем бюджете мы имеем лишь 50% от необходимого уровня финансирования для строительства и нормативного содержания дорог». Новые технологии как раз и призваны экономить выделяемые бюджеты. Благодаря связям с заокеанским коллегами, в Архангельской области уже внедрено несколько интересных и недорогих решений: обеспыливание грунтовых дорог лигносульфонатом; применение полимерных и шероховатых покрытий, уменьшающих износ дорожного полотна. С 2004 года на дорогах области применяется щебнемастичный асфальтобетон (ЩМА) – высокопрочная смесь, устойчивая к образованию колейности, обладающая отличной шероховатостью для наилучшего сцепления с колесом автомобиля, а также повышенной водо-, морозостойкостью и эрозийной стойкостью ДОРОГА В ЦИФРЕ Однако главное достижение в области международного сотрудничества – реализация проекта по программе ТАСИС – разработка и внедрение компьютерной системы управления дорогами CARMAN (Computer Aided Road Management System). В задачи программы входит учет дорожных и транспортных данных, управление транспортным движением и информирование, управление реализацией проектов, составление программ управления дорогами и т.д. Фактически – это компьютерная система управления дорожным хозяйством региона с возможностью выхода в глобальную сеть. «Подобными программами давным-давно пользуются в развитых европейских странах, - комментирует инициативу «Архавтодора» начальник научно-технических исследований , информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства «Росавтодор» Владимир Попов, - базирование на опыте и уровне европейских стандартов, с привлечением профессионалов, которые уже реализовывали подобные проекты придает этой программе огромный потенциал. В конечном счете – это не только продукт для управленцев, но и интернет-ресурс для пользователей автодорог, которые смогут получить весь объем информации по интересующему их направлению». Тем временем многие дорожные организации Архангельской области устанавливают GPS навигаторы на рабочий автопарк. В Котласском дорожном ремонтно-строительном управлении (ДРСУ), это нововведение работает уже несколько лет. Система контролирует расход топлива, исполнение маршрутного задания и отслеживает перемещение техники на электронной карте. Кроме того программа обрабатывает путевые листы и начисляет зарплату. В результате, предприятию удалось достичь экономии топлива с семисот тридцати четырех тысяч литров до четырехсот восьмидесяти четырех за год. ТЕХНИКА & ТЕХНОЛОГИЯ Пиком развития для региональной дорожной отрасли, равно как и подрядных организаций стал 2008 год. Увеличение финансирования, открытие новых объектов строительства, рост объемов ремонта, позволили обновить технику. В Архангельской области стал работать гигантский финский дорожный комплекс, использующий технологию ремексирования. Два агрегата «Eco heater» разогревают асфальт, следующий за ними «Road mix» снимает заданный слой, смешивает со свежим асфальтом и укладывает вновь. Замыкает колонну каток. Скорость с которой полностью обновляется слой асфальтобетона – шесть метров в минуту. Комплекс уже зарекомендовал себя на ремонтах Окружного шоссе в Архангельске и федеральной трассы М8. Однако такой сложной и дорогостоящей технике требуются и соответствующие объемы. На сегодняшний день в Архангельской области ремонтируется всего 17,86 км автодорог. ДОРОГА В КОСМОС Иначе дело обстоит со строительством. По поручению президента с 2008 года ведется строительство перегона «Плесецк - Каргополь» на трассе Архангельск (от п. Б.Наволок) – Плесецк – Каргополь – Вытегра. К 2011 году необходимо ввести в эксплуатацию 82,37 км, общей стоимостью более трех миллиардов рублей. Это обеспечит надёжную связь космодрома Плесецк с федеральной сетью дорог. Сегодня Плесецк – единственный космодром, расположенный на территории России. Значимость этой космической площадки для военно-промышленного комплекса страны трудно недооценить. В последние годы на стратегическом объекте идёт масштабная модернизация. Но полноценное его развитие невозможно без создания инфраструктуры, особенно - дорожной. В настоящий момент космодром Плесецк не интегрирован в общероссийское дорожное пространство. Кратчайший путь до федеральной трассы М-8 Архангельск - Москва проходит через сотни километров лесного массива. До ближайших южных магистралей можно добраться только по старой гравийной дороге Архангельск (от с. Брин-Наволок) - Каргополь - Вытегра. Именно на эту трассу обратили внимание федеральные чиновники, задумавшиеся о необходимости надёжной связи космодрома с дорожной сетью страны. Самым рациональным был признан вариант реконструкции грунтового участка дороги Плесецк - Каргополь. Помимо прочего, это ещё и хороший задел на будущее: надёжная дорога не только решит проблему доступности космодрома, но и даст толчок к развитию экономики Плесецкого района, богатого лесом, бокситами и базальтом. А в будущем, при условии строительства дороги Каргополь – Вытегра со стороны Вологодской области, сократит расстояние между Архангельском и Санкт-Петербургом на 317 километров. Первые шаги к восстановлению дороги были сделаны еще в 2007 году. Участок трассы от Плесецка до Каргополя вошёл в областную программу «Развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог общего пользования». Благодаря этому были завершены работы на девяти километрах магистрали. Реконструкцию оставшихся 73 километров планировали закончить к 2012 году. Однако благодаря усилиям дорожников объект будет введен в эксплуатацию в 2011 году. ДОРОГЕ НУЖЕН ФОНД Не смотря на значительные достижения в отдельных направлениях, дорожная сеть Архангельской области по-прежнему находится в кризисном состоянии. Из восьми тысяч километров в нормативном состоянии находится лишь 8,2% дорог общего пользования, а недоремонт автодорожной сети составляет 873,6 километров. По словам директора дорожного агентства «Архангельскватодор» Сергея Попова, для приведения региональных дорог в нормативное состояние на содержание и ремонт ежегодно (в течение 5 лет) требуется 10 млрд. рублей. На сегодняшний день выделяемые средства позволяют обеспечивать лишь, так называемую, «проезжаемость» по областным трассам. Но ситуация требует серьезных перемен, иначе в скором времени область рискует остаться без дорог. «Поэтому дорожники всецело поддерживают инициативу президента РФ Дмитрия Медведева о возврате дорожных фондов, - подводит итог Сергей Попов, - только стабильное, целевое финансирование дорожной отрасли способно разрешить дорожную проблему нашего региона и страны в целом». Даниил КЛЮКИН
Читайте также:
|