Сохранить дороги сложнее, чем построить
1 июня 2010
Директор государственного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство “Архангельскавтодор”» Сергей Попов, считает: сложившиеся финансово-экономические условия, требуют новой стратегии в сфере управления дорожным хозяйством региона.
Мировой финансовый кризис сдает свои позиции, но его влияние по-прежнему ощущается во всех отраслях Архангельской области, включая дорожную. В первую очередь, это сказывается на финансировании дорожного строительства. В 2010 году бюджет региона выделил на эти цели 59,5 млн. рублей, против 986 млн. в 2009 году. Причины спада очевидны — с начала кризиса областная казна сократилась на треть.
«С 2010 года отменено федеральное субсидирование, позволявшее реализовывать проекты по строительству и ремонту дорог на условиях софинансирования, — рассказывает Сергей Попов, — В результате Правительство Архангельской области было вынуждено оформить бюджетный кредит на два с лишним миллиарда рублей. Львиная доля этих денег, миллиард семьсот миллионов, пойдет на продолжение строительства трассы стратегического назначения Плесецк — Каргополь».
Часть, оставшихся кредитных денег, по словам Сергей Попова, будет потрачена на строительство участков важнейших для Архангельской области трасс, связывающих районные центры Онега и Яренск с региональной сетью дорог.
При этом, не смотря на ежегодное увеличение расходов на содержание (986 млн. в 2009 г. и 1 млрд. 46 млн. в 2010 г.), региональная дорожная сеть приходит в упадок. Последние результаты диагностики и обследования трасс показывают, что только 8,9% (715,34 км) находятся в удовлетворительном состоянии и 91,1% (7358,6 км) требуют срочного ремонта.
«Для приведения региональных дорог в нормативное состояние на содержание и ремонт ежегодно требуется 10 млрд. рублей, — объясняет Сергей Попов, — выделяемые средства позволяют нам обеспечивать лишь, так называемую, «проезжаемость» по областным трассам. Но ситуация требует серьезных перемен, иначе в скором времени мы рискуем остаться без дорог».
Символом кризиса региональной дорожной сети, Сергей Попов называет тринадцатикилометровый участок Северного транспортного коридора Ильинско-Подомское — Вилегодск. По грунтовой дороге ежедневно проходит полторы тысячи автопоездов, средний вес которых превышает 40 тонн. В результате в осенний и весенний сезоны дорога превращается в непролазное месиво и движение останавливается на несколько суток.
«Реконструкция этого участка дороги была предусмотрена «Социально-экономической программой Архангельской области «Развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог общего пользования Архангельской области (2007–2010 г.г.)«, — говорит Сергей Попов, — однако кризис и низкая наполняемость бюджета поставили точку на этом проекте, а программа была свернута».
Пример этой трассы показателен, считает главный дорожник региона. Настало время, когда от федеральной власти требуется консолидация усилий по выводу дорожной отрасли из кризиса. А для этого необходимо формирование эффективной системы финансирования дорожных работ.
«Поэтому дорожники всецело поддерживают инициативу президента РФ Дмитрия Медведева о возврате дорожных фондов, — подводит итог Сергей Попов, — только стабильное, целевое финансирование дорожной отрасли способно разрешить дорожную проблему нашего региона и страны в целом».
Даниил Клюкин
Комментарий специалиста
Заместитель губернатора Архангельской области Алексей Верещагин: «Стабильность и планирование — это то, что нам нужно».
При действующей системе финансирования дорожной отрасли, бюджетные средства выделяются по остаточному принципу. Отрасль, в которой планирование работ осуществляется на годы вперед, не может продуктивно функционировать в таких условиях. Ежегодные изменения в областном бюджете приводят к тому, что многие проекты остаются без финансового обеспечения и ложатся на полку. Там они устаревают и требуют значительных корректировок и увеличения затрат. Результат отсутствия целевого финансирования — нехватка денег для нормативного содержания и ремонта существующих дорог.
Дорожные фонды позволяют сформировать защищенную и окрашенную статью расходов, позволяющую тратить деньги по целевому назначению. Источники финансирования этих фондов дело второе (в этом случае логичными были бы сборы от акцизов на топливо), главное, что они обеспечат стабильность при планировании работ. А это именно то, чего так не хватает дорожной отрасли.
Читайте также:
|