Информация о проезде: (8182) 20-66-68, (911) 594-66-68 для фото- и видео-материалов
   

Как Архангельский регион дорогами обзавелся

4 декабря 2008

3 июня дорожники отмечают 70 лет со дня создания управления дорожным хозяйством Архангельской области. Об истории дорожной отрасли Поморья мы беседуем с директором областного государственного учреждения «Дорожное агентство „Архангельскавтодор“» Алексеем Верещагиным.

От булыжника к асфальту

На сегодняшний день дорожная сеть общего пользования Архангельской области протянулась почти на восемь тысяч километров. Круглый год за ней следят десятки дорожных предприятий и сотни рабочих. А государственным управлением дорожного хозяйства региона занимается ОГУ «Дорожное агентство «Архангельскавтодор»». Но в первой половине прошлого столетия тогдашний Северный край обладал почти одиннадцатью тысячами километров, за которыми следил отдел шоссейных дорог (Ошосдор) НКВД…

Алексей Федорович, с какого момента региональные дорожники ведут отсчет своей истории?

7 мая 1938 года Совет Народных Комиссаров РСФСР издал постановление №96 «Об управлении дорожным хозяйством», в котором предложил образовать Дорожные отделы при областных исполнительных комитетах. Архангельский областной исполнительный комитет Советов РК и КД своим постановлением от 28 мая 1938 года организовал при облисполкоме Дорожный отдел. Этим же постановлением было предложено к 1 июня 1938 года представить на рассмотрение и утверждение положение, структуру, штаты и ставки дорожного отдела и принять от Ошосдора НКВД по Архангельской области дороги, дорожное имущество, ассигнования и фонды по материально-техническому снабжению.

Акт приемки дел и имущества от Ошосдора НКВД был утвержден Облисполкомом 3 июня 1938 года. С этой даты идет отсчет работы органа управления дорожным хозяйством области.

Семьдесят лет — срок немалый. Какие, наиболее важные, события произошли в отрасли за это время?

За это время дорожное хозяйство страны и нашей области, как составная часть транспортной инфраструктуры, пережило подъемы и спады в финансировании работ. Но все, что выполнялось дорожниками, остается в наследие новым поколениям. И с каждым годом приближается, то время, когда все районные центры и населенные пункты получат надежную круглогодичную связь с сетью дорог общего пользования.

С началом Великой Отечественной войны железная дорога Мурманск-Ленинград была перерезана захватчиками и в обеспечении Карельского фронта большое значение приобрели дороги, ведущие в Карелию от железнодорожных станций на железной дороге Москва — Архангельск. Обслуживая дороги во время Великой Отечественной войны, дорожники области внесли свой вклад в приближении Великой Победы.

В 1938 году на снегоочистке дорог использовалось 1836 лошадей.

В 1938 году на время передачи дорог из 1391 км государственных дорог 26,5 км было с булыжной мостовой и 715 км — грунтовые, улучшенные гравием. На начало 1941 года парк дорожной техники состоял из 11 тракторов с большим износом, на снегоочистке дорог использовалось 1836 лошадей…

Но и в послевоенные годы дорожники области вели работы по прежней технологии: устройство булыжных мостовых и покрытий из песчано-гравийных смесей, а в это время в центральных областях России велось интенсивное строительство магистралей с укладкой асфальта.

В докладе заместителя председателя Архангельского облисполкома Ивана Павловича Алабышева на сессии 6 марта 1958 года говорилось: «Запущенность дорожного хозяйства дошла настолько далеко, что даже из областного центра нет ни одного выезда для автомашин. Нет автодорожной связи с Северодвинском«. И это всего 50 лет назад!

Что же повлияло на исправление ситуации?

Конец 50-х годов ознаменовался выходом в свет ряда важных документов, которые послужили значительным подспорьем для развития сети дорог страны и нашей области: 26 мая 1958 года Верховный Совет СССР принял Указ «Об участии колхозов, совхозов, промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и хозяйственных организаций в строительстве и ремонте автомобильных дорог» Верховный Совет РСФСР принял Указ от 7 апреля 1959 года с идентичным Указу ВС СССР наименованием.

Эти документы признавали, что действовавший ранее порядок строительства и ремонт дорог за счет трудового участия сельского населения привлекаемого на дорожные работы в индивидуальном порядке не оправдал себя и не обеспечивал выполнения необходимого объема и качества работ. В результате значительно увеличились объемы финансирования дорожных работ, количество механизмов и транспорта, работающих на дорогах.

Были построены первые асфальтобетонные заводы на ст. Исакогорка, Северодвинске, Малых Карелах, Вельске, появились первые километры дорог с асфальтом.

Народная стройка

Получение отраслью серьезного госфинансирования предполагало начало большого строительства. Регион располагал для этого необходимыми кадрами и ресурсами?

В Архангельскую область Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР были направлены С.Ф. Максименко, В.С. Гореликов, В.Д. Ишутин возглавлявшие специализированные дорожно-строительные организации в центральных областях России и получившие хороший опыт в строительстве современных дорог. Для выполнения работ по строительству дорог были организованы дорожно-строительные управления (ДСУ): ДСУ-1 у ст. Жаровиха, ДСУ-2 на Пирсах, ДСУ-3 — в Шипицыно.

Для подготовки проектной документации на строительство автомобильных дорог Архангельск-Северодвинск и Архангельск-Москва был приглашен проектный институт «Ленинградский филиал ГипродорНИИ».

Финансирование строительства дороги Москва — Архангельск было начато в 1961 году, а в 1967 году асфальтированная дорога пролегла до Холмогор, в 1976 году до Емецка.

В 1970 году было открыто постоянное движение автотранспорта на г. Северодвинск. Темпы строительства главной дороги области составляли 12–16 км в год.

Темпы строительства главной дороги области составляли 12–16 км в год…

Какие-то низкие темпы для «главной дороги»…

Благодаря инициативе первого секретаря Обкома КПСС Бориса Вениаминовича Попова было принято совместное постановление бюро Обкома КПСС, Облисполкома, коллегии Министерства автомобильных дорог об ускоренном строительстве главной дороги области. Строительство дороги было объявлено «Народной стройкой«. Был создан областной штаб по строительству дороги Архангельск-Москва во главе со вторым секретарем Обкома КПСС Николаем Павловичем Кудрявцевым. Темпы строительства дороги увеличились благодаря направлению на объект дорожной техники и автотранспорта из городов Архангельска, Северодвинска, Новодвинска и Котласа.

В кратчайшие сроки были построены асфальтобетонные заводы в Емецке, Звозе, Двинском Березнике, пос. Важском, Шенкурске и Долматове.

Значительный вклад в строительство дороги Москва — Архангельск внесли ДСУ-1 (Холмогоры), ДСУ-2 (пос. Пирсы), ДСУ-4 (с. Емецк), ДСУ-5 (г. Вельск), подразделения Главархангельскстроя, грузовые автотранспортные предприятия г.г. Архангельска, Северодвинска и Котласа, Мостоотряд №9, Архангельское МСУ.

Сколько же времени потребовалось на создание транспортной связи области со страной?

Строительство дороги на Москву было осуществлено за 25 лет. В 1986 году была разрезана ленточка на границе Архангельской и Вологодской областей — лента асфальта пролегла от Архангельска до Москвы.

В эти же годы велось строительство важных для области дорог: Усть-Вага — Ядриха, Долматово — Няндома — Каргополь, Коноша — Вельск — Шангалы, Брин-Наволок — Плесецк — Каргополь.

Существенный импульс в развитие дорожной сети области дала программа «Дороги Нечерноземья« (1988—1995 г.г.) на выполнение которой в централизованном порядке выделялись значительные объемы финансирования.

Только на дорогах общего пользования было запланировано построить 4550 км. И благодаря этой программе темпы дорожного строительства увеличились в разы. В 1988 году на дорогах общего пользования области было построено 169,3 км, в 1989 году — 232,5 км, в 1990 году — 329,8 км.

К сожалению, в 1991 году с распадом СССР программа «Дороги Нечерноземья» прекратила свое существование и темпы строительства дорог резко снизились.

Хотя полная реализация Программы могла бы полностью ликвидировать проблему бездорожья в нашей области.

Программа «Дороги нечерноземья» могла бы полностью ликвидировать проблему бездорожья в нашей области…

В результате, с 1961 года, когда началось дорожное строительство, до 2007 года было построено 3913 км новых дорог и 212 железобетонных мостов общей протяженностью 15973 погонных метра. А на 2536 км дорог уложен асфальт.

Плановый подход

В нашей области четыре районных центра (г. Мезень, с. Лешуконское, с. Карпогоры и с. Яренск) до настоящего времени не имеют круглогодичной автотранспортной связи с областным центром, а 1909 населенных пунктов не имеют выхода на сеть дорог общего пользования. Если «Дороги Нечерноземья« были так эффективны, региону нужна новая программа?

Мы как раз и пошли по этому пути. В сентябре 2006 года Областным Собранием депутатов была принята «Социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог общего пользования Архангельской области (2007–2010 годы)». Она направлена на строительство дорог для соединения районных центров, строительство Северного транспортного коридора для обеспечения кратчайших автотранспортных связей с соседними республиками и областями, на строительство подъездной дороги к космодрому «Плесецк» на участке Плесецк — Каргополь.

Задачи, установленные Программой на первый год ее действия, успешно выполнены. В 2008 году жители Мезени уже получат долгожданную связь с областным центром.

Каковы дальнейшие перспективы отрасли в нашем регионе?

Принимаемые правительством России меры по улучшению дорожной сети страны вселяют надежды на существенное увеличение объемов финансирования работ на дорогах области. Трудом многих поколений, десятков тысяч людей создавалась дорожная сеть области и мы с почтением и уважением относимся к вложенному ими в дороги тяжелому и нужному труду. Дорожники области готовы выполнить самые сложные инженерные работы на дорогах области, имеют хорошее оснащение современными механизмами и транспортом. Будет должное и стабильное финансирование — будут хорошие дороги.

Мы всегда помним имена руководителей областного управления, внесших значительный вклад в развитие дорожной сети области — Максименко С.Ф., Гореликова В.С., Житова Л.М., Небогатых А.И., Калямина В.И.

Трудно переоценить вклад в становление дорожной отрасли руководителей ДСУ-1 Ишутина В.Д. и Зарубина И.К., руководителей ДСУ-3 Зазубрина А.А. и Сердюка Ю.И., руководителей ДСУ-4 Безгуба В.Я. и Пуляева В.А., ДСУ-5 — Семакова П.Ф. и Пархоменко В.В., руководителя МРСУ — Туманяна А.А., руководителей Мостоотряда №9 Павлова В.Г., Гуревича Ю.М., Окиня Е.И., Боровского Н.Б.

Среди кадровых дорожников необходимо отметить Верховцева В.С., Бондаревского В.И., Орлова П.П., Вощикова А.В, Рогатых С.А., Жукова С.Н., Попова С.И., Иващенко И.Д., которые своим трудом обеспечили проектирование, развитие производственной базы дорожных организаций, строительство и содержание дорог.

Словами благодарности мы оцениваем вклад руководителей дорожных управлений в развитие дорожной сети в районах области:

  • Кузнеченкова П.И., Логунко П.П., Пархоменко В.В. — в Вельском;
  • Тропина Г.В., Миронова Л.А. — в Верхнетоемском;
  • Матвеева М.П., Копусова И.Г. — в Виноградовском;
  • Патрушева Ф.П., Колотовкина Ю.А., Павленина В.В. — в Вилегодском;
  • Королева М.П., Захарьина Е.С. — в Каргопольском;
  • Бортова А.Н., Куваева С.А., Романова А.Н. и Пинаевского В.Р. — в Коношском;
  • Зазубрина А.А., Сердюка Ю.И., Курилова Н.Е., Захарчука А.А. — в Котласском;
  • Гнатюка В.П., Лукина В.В. — в Красноборском;
  • Осколкова А.П., Верещагина А.Ф., Попова С.И. — в Ленском;
  • Авдеева Г.В., Кузьмина А.А. — в Лешуконском;
  • Антипина А.А., Протопопова Б.Н. — в Мезенском;
  • Зарубина И.К., Юшкова А.И., Пинаева Н.В., Берестового А.Н. — в Няндомском;
  • Просвирякову Н.А., Нестеренко В.А., Нечаева П.П. — в Онежском;
  • Корелова В.Н., Харитонова В.Е., Кузьмука А.М. — в Плесецком;
  • Бабицкого В.А., Орлова П.П. — в Приморском;
  • Курилова Н.Е., Стахеева М.А., Аверина Ю.А. — в Пинежском;
  • Белого В.И., Гурковского С.Б., Зарубина С.А. — в Устьянском;
  • Безгуба В.Я., Пуляева В.А., Голубь А.Н., Демина С.П. — в Холмогорском;
  • Кулакова А.И., Поддубного А.Г. — в Шенкурском;
  • Туманяна А.А., Оганяна Р.М. — строителей железобетонных мостов в районах области;
  • Шестакова Г.Ф., Антонова А.А., Касьянова Г.П., Белькова А.В. — руководителей мостовых эксплуатационных управлений, содержащих мосты по области.

Читайте также:

Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», © 2001—2024
163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская 38/1 схема проезда

(8182) 20-64-55, 20-66-68 центр управления движением

Политика в отношении обработки персональных данных