Дорожной отрасли нужна поддержка
4 января 2008
Власти федерального и регионального уровней все больше внимания уделяют развитию транспортной инфраструктуры. Субъектам федерации выделяется дополнительное финансирование сети дорог общего пользования. Однако дорожникам по-прежнему не хватает одного объемов строительства.
Низкий старт
Минувший год стал переломным для Архангельской области со времен отмены дорожных фондов (2001 год), когда финансирование отрасли разом снизилось почти в три раза. Этот шаг практически свел на нет дорожное строительство в регионе. С 2007 года, благодаря принятию областной социально-экономической целевой программы «Развитие и совершенствование сети региональных автодорог общего пользования», ситуация стала выправляться. Архангельская область получила двадцать свежих километров, а в 2008 году будет сдан участок в 38,5 километров. Однако эти цифры констатируют лишь уровень строительства шестидесятых годов прошлого века! Тогда как еще в начале 90-х дорожники сдавали по триста километров за раз.
При этом нагрузки на дороги неуклонно продолжают расти. С 2000 по 2007 годы рост грузового транспорта в Архангельской области составил 23%, а количество большегрузного транспорта с превышением нормативных нагрузок на ось возросло на 12,5%. Но основная часть дорог общего пользования была сформирована до 1984 года по тогдашним строительным нормам, не рассчитанным под современный тяжеловесный грузовой транспорт.
В результате и без того ослабленная сеть разрушается, что не устраивает ни простых пользователей дорог, ни бизнес, чье развитие напрямую зависит от состояния инфраструктуры.
В ожидании генплана
Кстати документ, призванный решить, в том числе «дорожные» проблемы бизнеса — всеми ожидаемая «Схема территориального планирования». В ближайшем будущем ею должен будет обзавестись каждый регион, рассчитывающий на поддержку центра.
«Это документ, на основании которого мы будем заявлять о готовности в получении федерального финансирования, — объясняет директор дорожного агентства «Архангельскавтодор Алексей Верещагин, — фактически — это генплан перспективного развития транспортной инфраструктуры. И он обязательно должен представлять интересы бюджетообразующих секторов экономики нашей области, а значит, и согласовываться с ними». К примеру, отредактированная дорожниками Схема, позволяет пройти по центру неосвоенных лесных массивов междуречья Северной Двины и Пинеги и освоить перестойные усыхающие леса, проложив 184 километра на маршруте Рочегда — Сосновка.
Федеральная загадка
Поскольку регион «сидит» на дотационном бюджете, естественно большие надежды дорожники возлагают на помощь Центра. Тем временем позицию федерации по отношению к субъектам никак нельзя назвать очевидной. Слишком много в ней неясностей и разночтений. К примеру, долгожданный Закон «О Дорогах», безусловно решивший много сложностей в управлении дорожным хозяйством регионов, принес и немало хлопот. Выстроенная им система реализации как федеральных, так и региональных проектов основана лишь на федеральных нормативных документах. Но эти нормативы не учитывают региональной специфики, что приводит к серьезным проблемам. К примеру, в Архангельской области на дорогах с низкой интенсивностью расположено много деревянных мостов, требующих ремонта. По новой классификации, выдвигаемой законом, эти мосты должны быть заменены капитальными железобетонными. С одной стороны неплохо, с другой — экономически неоправданно. Такие работы будут в 5–6 раз дороже ремонта существующих сооружений и сильно ударят по бюджету дорожников, снимая средства с других статей.
Другой пример — изменения в федеральный закон №94 от 21 июня 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Поправка определила, что реконструкции и капремонт мостов и других искусственных сооружений, находящихся в составе автомобильных дорог общего пользования, может проводиться через конкурс и через аукцион. Но если конкурс предполагает отбор претендента с деловой репутацией, наличием техники, опыта работы и квалификацией, то аукцион — по сути, узаконенный демпинг. И он не дает ни каких гарантий, что подрядчик в срок и на должном уровне выполнит заказ, а то и запросто не исчезнет с деньгами.
«Если срочно не взяться корректировкой законодательства, то в конечном итоге пострадают дороги, снизятся темпы дорожного строительства», — отмечает Алексей Верещагин.
Кроме того, региональных дорожников беспокоит позиция федерации по отношению к финансированию отрасли. Постановление Правительства РФ о затратах на федеральные дороги рекомендует регионам придерживаться установленных в нем норм. По расчетам, сделанным на основании этого постановления, только на содержание и ремонт дорог в нашем регионе требуется 14 миллиардов (!) рублей. Но, ни слова не говориться о том, где эти деньги взять. Будет ли регионам оказана помощь, и на каких условиях? Неясна регионам и перспектива увеличения финансирования дорожной отрасли, объявленная к 2011 году. Дойдут ли деньги до областей, или речь идет лишь о федеральной сети? Ведь понятно, что в случае софинансирования, область не «потянет» такие расходы.
Приоритетное ускорение
Несмотря на серьезные трудности, с коими сталкивается отрасль, важнейшим фактом остается совместная работа дорожников с главой администрации Архангельской области. Ранее, это сотрудничество вылилось в упомянутую областную целевую программу, благодаря которой Мезенский, Лешуконский и Ленский районы получат круглогодичную связь с Архангельском. Увеличивается доля областного финансирования дорожной отрасли. Новый глава региона Илья Михальчук обозначил дорожное строительство приоритетным направлением в работе всех уровней власти региона. Власть и дорожники готовы, не хватает лишь уверенности в поддержке федерации…
Цифры в тему
26% (2030 км) автодорог общего пользования имеют асфальтобетонное покрытие.
59% (4724 км) автодорог находятся в переходном состоянии — покрыты гравием и щебнем.
15% (1169 км) автодорог не имеют покрытия.
23839 погонных метра — общая протяженность мостов и путепроводов в Архангельской области. Из них 74% составляют деревянные мосты, а 12% мостов находятся в аварийном состоянии.
Читайте также:
|