Дороги вернутся в Архангельскую область
4 февраля 2007
Ликвидация дорожных фондов основного источника финансирования в 2001 году серьезно ударила по дорожной отрасли Архангельской области, как и во всей стране. Но, похоже, понимание необходимости решения этой проблемы приходит как на всех уровнях власти, так и в сфере бизнеса. А это, как считают в дорожном агентстве «Архангельскавтодор», реальной шанс исправить положение.
Дорог без денег не бывает
На сегодняшний день в Архангельской области из семи тысяч восьмисот восьмидесяти семи километров дорожных сетей почти восемьдесят процентов находятся в плачевном состоянии.
«Надо понимать, что большая часть дорог в регионе, была построена давно и не рассчитана на сегодняшние нагрузки, — говорит директор «Архавтодора» Алексей Верещагин, — поэтому, чтобы изменить ситуацию, необходимо серьезное вложение средств«.
После того как в 2001 году 2-я часть Налогового кодекса РФ отменила «Дорожные фонды», финансирование ремонта и строительства дорог сократилось в 2,7 раза. И основная нагрузка по финансированию дорожной отрасли легла на областной бюджет. При таком положении дел за 3–4 года, регион запросто лишился бы дорожных сетей. Серьезным шагом в поддержку областных дорожников стало принятие социально-экономической целевой программы «Развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог общего пользования на 2007–2010 гг». Общий объем финансирования составил 7,88 млрд. рублей. При этом доля федерального бюджета оказалась непомерно мала — всего 1,031 миллиард.
Тем не менее, программа предусматривает ежегодное финансирование ремонта дорог. Кроме того, она позволит соединить круглогодичными дорогами, отрезанные до сей поры районные центры Мезень, Лешуконское, Яренск и Онегу с областным центром. Запланировано строительство дороги Плесецк-Каргополь, которая обеспечит выход космодрома «Плесецк» к федеральной сети дорог. Наконец будет реализован план строительства Северного транспортного коридора, призванного ускорить транспортные связи с соседними регионами.
Если в 2005 г. на дорожный ремонт было потрачено 39 млн. рублей, то в 2007 г. на эти цели выделено 368 млн. руб. А на 2010 год на ремонт дорог предусматривается 538 млн. рублей. За 4 года будет проведен ремонт 395 км дорог и 3,7 км мостов.
Кому строить и кому отвечать?
Один из сложных и тонких аспектов дорожной отрасли — взаимоотношения с бизнесом. как правило, на дороги оказывают негативное влияние два фактора: паводок и тяжеловозы. Со стихией понятно договориться не возможно. А вот с бизнесменами, похоже, найдены точки соприкосновения.
Проблема заключается в перегоне тяжелой техники по дорогам общего пользования. Особенно катастрофические последствия подобная деятельность оказывает в период весеннего паводка, когда вводится временное ограничение движения. И если крупные компании пришли к пониманию этой вынужденной меры, то средний бизнес нередко идет напролом, разбивая дороги и оставляя за собой непролазные дебри.
Проблема использования и строительства дорог была поднята на первом региональном лесном форуме в марте 2007 года. как оказалось, бизнес «созрел» и готов нести ответственность за использование дорог. Более того, как заявил Алексей Верещагин, некоторые компании лесной отрасли готовы к сотрудничеству. В частности, «Архавтодор» работает с компанией Илим-Палп на строительстве дороги Котлас-Яренск, где лесники вырубают и вывозят лес в направлении будущей трассы, тем самым, освобождая площадь. Существуют и совместные проекты с Соломбальским ЦБК по ремонту аварийных мостов на дороге Карпогоры-Нюхча.
За 4 года на строительство новых дорог и мостов запланировано выделить 3113,6 млн. рублей и построить 135 км новых дорог и 417 погонных метров мостов.
Принимаемые меры позволят значительно улучшить сеть дорог общего пользования.
За 4 года на строительство новых дорог и мостов запланировано выделить 3113,6 млн. рублей и построить 135 км новых дорог и 417 погонных метров мостов. Принимаемые меры позволят значительно улучшить сеть дорог общего пользования.
Что дает право ответственности?
Произошли изменения и в самом «Архавтодоре». Постановлением главы администрации Архангельской области «Архангельскавтодор« из Управления превратился в Дорожное агентство.
«Еще четыре года назад президент издал указ о реформировании органов исполнительной власти, — объясняет Алексей Верещагин, — в стране появилось Российское дорожное агентство. Нашими депутатами был принят закон о коллегиальном органе в администрации Архангельской области. «Архавтодору» была поставлена задача предложить форму работы предприятия. Изучив опыт соседних регионов мы предложили вариант, наиболее близкий для пользователей — дорожное агентство».
Дело в том, что, к примеру, в Вологде существует три органа управления дорогами: Управление федеральной дорогой, департамент дорожного хозяйства в составе администрации Вологодской области и «Вологдаавтодор». В результате у пользователей возникает немало проблем с тем к кому обращаться.
«Эта реформа решает вопрос с преодолением административных барьеров, — считает Алексей Федорович, — роста аппарата чиновников не произошло, а полномочия «Архавтодора» расширились. От этого выигрывают все. Пользователи знают к кому обращаться. А глава областной администрации имеет возможность беспрепятственно проводить единую дорожную политику».
Кроме того, в первом чтении областного собрания депутатов принята поправка, возлагающая на «Архавтодор» надзорные функции за ремонтом городских дорог. По словам Алексея Верещагина, это связано и с принятием областной целевой программы финансирования городского ремонта, составившей в 2007 году 430 млн. рублей. Ее плюс в долгосрочности. И теперь, подрядные организации могут планировать свою деятельность на длительную перспективу.
Планы на год
С увеличением финансирования расширяется и круг решаемых задач. В 2007 году на «Архавтодор» были возложены функции государственного заказчика областной целевой программы. В соответствии с ней, подрядными организациями будет продолжен ремонт Ленинградского проспекта. Однако, как отметил Алексей Верещагин, дорожное агентство не допустит работ без проектной документации. Планируется провести реконструкцию пр. Ломоносова и продолжить ремонт Краснофлотсокго моста. Будет проведено проектирование строительства съезда с моста по проспекту Дзержинского. Начнутся проектные работы по улицам Маймаксы и маймаксанского шоссе.
Запланированы работы на улице Дрейера в Исакогорке. Начнется и ремонт набережной Северной Двины.
В Архангельской области дорожники продолжат работы в Лекшме. Начнется строительство дороги Черевково — Красноборск, соединится дорога Карпогоры-Нюхча, а окончание строительства дороги Котлас — Яренск намечено на 2009–2010 годы.
Продолжится и строительство дороги на Мезень. К настоящему времени фирмой «Севзапдорстрой» на этом объекте выполнен огромный объем работ, окончание которых намечено на 2008 год. Серьезные работы ведутся и в Плесецке компанией «Севдорстройсервис».
В 2007 году там будут введены два объекта в асфальтобетоне: пять километров со стороны Каргополя и три со стороны Плесецка.
На спасение М8
Тем не менее, не смотря на заметные успехи дорожников на территории области, серьезная проблема остается с содержанием федеральной трассы М8.
Эта дорога «жизни», пересекающая субъект с юга на север, проектировалась в те времена, когда о современных транспортных нагрузках и помышлять не могли. Сегодня, когда в Архангельск, Северодвинск и Новодвинск ежедневно идут трейлеры, покрытие крошиться на глазах.
Общая протяженность 1254 километра, половина из которых приходится на территорию области. Грузопоток увеличивается с каждым годом. Влияет на это развитие экономики, строительный бум в Архангельске, не стоит забывать и о центре атомного судостроения, военных объектах, единственном действующем космодроме «Плесецк», морском торговом порту и многих других объектах, которые не могли бы существовать без федеральной трассы.
На недавней встрече в Кремле губернатор Архангельской области Николай Киселев сделал Президенту Путину необычный подарок. Альбом с фотографиями дорожного покрытия, которые говорят сами за себя — дорога в плачевном состоянии, кажется, что совсем недавно она была подвержена бомбардировке.
— Объемы финансирования по этой дороге сокращаются, — говорит Николай Киселев. — Она находиться в ведении федерального дорожного агентства. Мы приглашали руководителей агентства к нам на территорию, обследовали трассу, сделали подробный график финансирования этой дороги. Тем не менее, вынуждены были обратиться по состоянию этой трассы в органы прокуратуры, в органы надзора о том, что эта дорога сегодня становится не проезжей.
Администрация области не может выделять деньги на ремонт федеральной трассы, это будет уже нецелевое финансирование. В прошлом году на ряде участков дороги сложилась критическая ситуация. Область была вынуждена обратиться к местным подрядным организациям. Дорожники кредитовались и выполнили часть ремонтных работ. Автомобилисты вздохнули с облегчением, наконец-то, мол, началась работа на дороге. Но вздох этот оказался преждевременным. С дорожниками предложили рассчитаться за счет объемов финансирования 2007 года, и казалось что в 2007 году вообще не будет выполняться ремонт этой дороги.
Однако визит губернатора в Москву оказался результативным. В Минфине и Министерстве транспорта губернатор добился от федерального центра софинансирования строительства некоторых областных дорог, на которые выделяется 140 млн. рублей. Увеличил Минтранс и финансирование строительства дороги Каргополь-Мирный, доведя его до 600 млн. рублей. Наконец удалось решить и главную проблему — в 2007 году на ремонт трассы Архангельск — Москва выделяется 140 млн. рублей дополнительных средств. Планируется, что в последующие два года поток федеральных денег увеличится до одного миллиарда рублей в год.
А с 2010 года и в течении дальнейших пяти лет на дорогу будет выделятся уже по два миллиарда ежегодно. Благодаря этому, считает губернатор, магистраль будет отремонтирована по самым высшим стандартам.
Читайте также:
|