Лесные дороги — от бизнеса к ответственности
1 февраля 2007
Вопрос о доступности дорожных сетей лесному бизнесу актуален, как никогда и требует скорейшего решения. Однако, как показывает практика, решать эту проблему необходимо не только на всех уровнях власти, но и совместно с дорожниками.
Сети бездорожья
На сегодняшний день по Архангельской области проходит 7885 километров автомобильных дорог общего пользования, в то время как, протяженность дорожных сетей в лесном фонде составляет почти сорок тысяч километров. При этом лесных дорог в 2,4 раза меньше чем в Республике Карелия и в 1,6 раз меньше, чем в Вологодской области, но в 1,1 раза больше чем в Республике Коми.
Прямую зависимость лесного бизнеса от наличия хороших дорог показал минувший год с дождливым летом и зимним паводком. Лесопромышленники понесли огромные потери, не имея возможности вывезти древесину, и в очередной раз заговорили о необходимости строительства лесовозных дорог. И без особого энтузиазма отнеслись к принятию областной целевой программы «Развитие и совершенствование сети региональных дорог общего пользования Архангельской области» не предусматривающей решение проблем недоступности лесофонда в некоторых районах. Однако, по мнению директора дорожного агентства «Архангельскавтодор» Алексея Верещагина, проблема заключается не только в строительстве новых дорог, но и в их содержании.
Дело в том, что лишь четверть дорог общего пользования имеют асфальтобетонное покрытие. По большей части — это гравийные дороги, а около тысячи двухсот километров областных дорог вообще имеют грунтовое покрытие. При этом, судя по исследованиям специалистов «Архавтодора» почти половина дорог общего пользования используется для вывозки леса. Одной из главных проблем в этой ситуации становится взаимодействие дорожной и лесной отраслей в период вывозки леса.
«Если мы не знаем, по каким направлениям будет производиться интенсивная вывозка леса, мы не сможем принимать соответствующих мер по защите и сохранности покрытия, а это ведет к тому, что работы по содержанию превращаются в капитальный ремонт, — говорит Алексей Верещагин, — в худшем случае, дорога и вовсе закрывается. А это ведет к нарушению конституционных прав граждан на свободу передвижения.
Выход во взаимодействии
Большинство лесопромышленников уверено в том, что власть отвернулась от леспрома, возложив на их плечи строительство лесных дорог. А некоторые полагают, что «Архавтодор» не заинтересован в их строительстве. В свою очередь дорожники напоминают, что некоторые лесопромышленники часто нарушают режим ограничения движения и разрушают не только «свои», но и дороги общего пользования. Однако прошедший в марте лесной форум показал, что сотрудничество между дорожниками и лесниками возможно и выгодно. Обратил на это внимание и Алексей Верещагин. В частности он заявил: «Не существует, какой либо открытой конфронтации между лесным бизнесом и дорожной отраслью. Наоборот, существует общее понимание того, что всем необходимы дороги общего пользования. И в решении этого вопроса, мы готовы поддержать любую инициативу лесопромышленников».
Более того, существуют примеры удачного сотрудничества «Архавтодора» с компаниями Илим-Палп, при строительстве дороги Котлас — Яренск и Соломбальским ЦБК при совместном ремонте и усилении аварийных участков мостов.
«К сожалению, — отмечает Алексей Верещагин, — в последнее время интенсивность подобного строительства пошла на убыль, не смотря на то, что в прошлом году »Архавтодор« потратил 28 миллионов рублей на ремонт дорог по направлениям, в первую очередь интересным бизнесу».
Комментарий специалиста
Дмитрий Чуйко Директор по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления «Илим Палп»:
«Истина банальна — без развития инфраструктуры, реального и существенного изменения положения дел в лесном секторе добиться невозможно. Осознание этого пришло и к бизнесу и к власти, и дискуссия сводится лишь к тому, как найти эффективные пути решения этой проблемы. И я думаю, что этот вопрос необходимо рассматривать совместно. Речь идет о дорогах общего пользования, которые могли бы использоваться для транспортировки древесины и продукции лесопереработки, и о создании всепогодных, всесезонных магистральных лесовозных дорог.
Мне представляется, что решение этих вопросов заключается в определении схемы взаимодействия власти, бизнеса и федерального уровня, но при учете того, что если тот или иной проект соответствует программе развития отрасли на федеральном уровне. Однако если решать эту проблему, не упреждая ситуацию, ничего не получится. Ведь бюджет на следующий год формируется летом этого года. И если осенью этого года вспомнить, что эта проблема все еще не решена и не профинансирована, то никакого практического результата не будет.
В любом случае это острейшая проблема, без решения которой разговоры о существенном увеличении развитии эффективности инвестиций в лесной отрасли останутся разговорами».
Читайте также:
|