Дороги Архангельской области: достижения и противоречия
4 января 2007
Сезон 2007 года оказался для дорожников региона насыщенным испытаниями и достижениями. Но, не смотря на успехи, основная проблема — возврат к целевому финансированию отрасли, пока остается нерешенной.
Областные направления
Состояние региональных трасс по-прежнему не вызывает опасений лишь у птиц. Из восьми тысяч километров автодорог общего пользования современным нормативным требованиям отвечают лишь 14–18 процентов. Даже если покрытие дороги не вызывает нареканий, то проблемы остаются в старых водопропускных трубах, узких мостах.
Но главный недочет региональной дорожной сети — ее несовременность. Большинство областных магистралей строились десятки лет назад и они не были рассчитаны под теперешние нагрузки. Оттого большая часть региональных дорог и называются «направлениями», по которым обеспечивается не проезд, а «проезжаемость». Однако в последнее время дорожной отрасли стали уделять больше внимания. Дорожники отмечают, что за последние два года финансирование развития и содержания дорожной сети из областного и федерального бюджетов значительно возросло. А с увеличением денежных ассигнований, растет и надежда на исправление ситуации.
Рост километров
Пожалуй, основным успехом уходящего года в областной дорожной отрасли можно назвать то, что он стал первым годом реализации социально-экономической целевой программы «Развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог общего пользования» на 2007–2010 гг. Это первый реальный шаг к возврату единственно верного планового подхода в дорожном строительстве со времен отмены дорожных фондов в 2001 году. Поскольку дело требует двухлетней подготовки проектной документации и гарантии финансирования, перед началом возведения трасс, в которых нуждается регион.
Результат на лицо — увеличилось количество вновь сдаваемых километров. Фактически — это подразумевает развитие экономики, реально — соблюдение конституционного права граждан на свободу передвижения. К слову, это правило работает далеко не всегда, в области все еще немало районных центров, несвязанных дорожной сетью с Архангельском.
В этом году дорожники сдали в четырех районах области двадцать два километра новых трасс. Свежие километры обеспечили безопасный проезд жителей Пинежского района на прежде затопляемом участке дороги Карпогоры — Нюхча, дающим выход в республику Коми. В соседнюю республику ведет и другая важная дорога — Котлас — Сольвычегодск — Яренск, продленная в Котласском районе на пять с половиной километров. Наконец 23 октября официально были сданы два участка в Плесецком и Каргопольском районах. При дальнейшей реконструкции они обеспечат связь космодрома «Плесецк», важного стратегического объекта, с федеральной трассой М8. В дальнейшем эти участки соединятся в одну из важнейших трасс Архангельск — Брин — Наволок — Каргополь — Вытегра, что обеспечит кратчайший путь до Санкт-Петербурга.
По словам директора Архавтодора Алексея Верещагина, перед дорожниками стоит задача привести участок Плесецк — Каргополь в нормативное состояние к 2010 году. Это означает, что 80-километровая дорога должна быть полностью заасфальтирована. После этого будет решаться вопрос о передаче ее в федеральную сеть. А это снизит нагрузки на областной бюджет.
Серьезной победой стало и получение федерального финансирования на главную дорогу М8, связывающую Архангельскую область со страной. После ряда встреч губернатора Николая Киселева с президентом России, главами Минтранса и Росавтодора было решено выделить дополнительные средства на ее ремонт. По словам Николая Киселева к 2010 году трасса будет приведена в нормативное состояние, а в дальнейшем «станет современной дорогой».
Требуется возврат
Бельмом на глазу этих успехов выглядят цифры финансирования дорожной отрасли. Два с половиной миллиарда рублей получили дорожники региона в 2007 году. На следующий год сумма увеличится. Налицо видимый успех. Однако, по расчетам, сделанным на основании постановления правительства о затратах на дороги, только на содержание и ремонт трасс в регионе требуется около четырнадцати(!) миллиардов рублей. Кстати, недополучение средств на эту статью по России составляет тридцать процентов. Речь идет о двадцати девяти миллиардах рублей. Но, как отметил заместитель полпреда президента России в СЗФО Е. Лукьянов: «В Архангельской области ежегодно предусматриваются и увеличиваются средства на развитие дорожного хозяйства.
При этом доля региональных дорог, не отвечающих нормативным требованиям остается весьма высокой и составляет 92 процента. Из-за низкого технического уровня существующих дорог растет стоимость грузоперевозок, увеличиваются расходы на техническое обслуживание, повышаются выбросы вредных веществ в атмосферу.
Плотность автодорог с твердым покрытием в области составляет всего 17,6 километров на тысячу квадратных метров, что в 1,8 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации и в 2,3 раза ниже, чем в Северо-Западном федеральном округе«.
По логике вещей, сначала нужно привести в порядок существующую дорожную сеть, а потом уже заниматься строительством новых «веток». Но как же отрезанные от связи с центром населенные пункты и развитие региональной экономики, которое невозможно без строительства новых трасс?
Как всегда проблема упирается в финансы. Тут вспоминаются и отмененные дорожные фонды и источники их заменяющие. Некоторые даже говорят о необходимости нового нацпроекта — Дороги.
Как бы там ни было, с тех времен как было убрано целевое финансирование отрасли прошло шесть лет. Дорожники ждали и ловили деньги, внезапно кидаемые в отрасль. Но в последнее время о проблеме бездорожья заговорили чаще и, кажется, всерьез.
С одной стороны, тема исключительно выгодная — грядет пора выборов, с другой, она давным-давно требует решения. А это значит, что от размышлений пора переходить к делу.
Объемы строительства дорог (2000–2007 гг.)
Годы |
Километры |
1998 |
47,6 |
1999 |
45,3 |
2000 |
68,8 |
2001 |
26,6 |
2002 |
41,3 |
2003 |
24,5 |
2004 |
19,2 |
2005 |
11,9 |
2006 |
15,8 |
2007 |
20,2 |
Финансирование дорожной отрасли Архангельской области в 2007 году
Строительство дорог: 725,5 млн. руб. (план из областного бюджета — 418,3 млн. руб.; субсидия федерального бюджета — 263,3 млн. руб.; дополнительно сверх утвержденной Программы выделено облсобранием — 40,9 млн. руб.).
Ремонт дорог и мостов: 490,5 млн. руб (план — 368,5 млн. руб.; учитывая погодные условия в 2007 году, руководством области дополнительно выделено на ремонт сверх программных объемов — 122 млн. руб.)
Содержание дорог общего пользования: 644,2 (областной бюджет).
Исполнение программы «Модернизация транспортной системы России 2001–2010 годы» по Архангельской области
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007-2010 |
Итого 2002–2010 |
% |
План, км |
116,48 |
123,16 |
146,00 |
156,35 |
53,45 |
213,79 |
809,23 |
100,0 |
Факт (ожидается), км |
41,30 |
24,50 |
19,20 |
11,90 |
15,80 |
134,60 |
247,30 |
30,6 |
Динамика объемов финансирования региональных автомобильных дорог общего пользования Архангельской области за счет областного бюджета в сопоставимых ценах, приведенных к ценам 2006 года (млн. руб.)
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Миллионы рублей |
2805 |
1155 |
1275 |
1008 |
922 |
975 |
1052 |
Даниил Клюкин
Читайте также:
|