Информация о проезде: (8182) 20-66-68, (911) 594-66-68 для фото- и видео-материалов
   

Денис Кулижников: Начинаем большой дорожный проект

6 февраля 2019
Денис Кулижников: Начинаем большой дорожный проект

В регионе начинается реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) — в этом году на ремонт дорог и развитие дорожного хозяйства выделяется порядка 2,5 миллиарда рублей. Пока подписываются необходимые документы и соглашения, муниципалитеты завершают подготовку проектов — одним из первых провести торги планирует Архангельск. О том, какие объекты попали в план ремонта, по какому принципу происходил их отбор, справятся ли с такими объёмами подрядчики, рассказал газете «Архангельск» заместитель министра транспорта Архангельской области Денис Кулижников.

— Денис Александрович, 2,5 миллиарда — цифра окончательная или возможны корректировки?

— Нацпроект БКАД состоит из четырех проектов: первый касается ремонта дорожной сети в регионе и Архангельской агломерации, второй — общесистемных мер развития дорожного хозяйства. Два эти направления в Архангельской области курирует региональное министерство транспорта.

Еще два проекта — «Безопасность дорожного движения» (его курирует МВД), главная цель которого — снижение смертности при ДТП, а также проект «Дороги Министерства обороны».

По первым двум проектам утверждены лимиты федерального финансирования: ежегодно в течение шести лет на дороги агломерации область будет получать по 568 миллионов рублей, на дороги регионального значения в этом году выделяется почти 1,2 миллиарда.

На условиях софинансирования региональный бюджет и муниципальные образования должны обеспечить еще не менее 25 процентов. Таким образом, 2,5 миллиарда — это достаточно понятная для нас цифра, которая может незначительно корректироваться с учетом стоимости проектов муниципалов и размеров их соучастия в финансировании.

Сейчас мы выходим на этап заключения соглашения между Правительством Архангельской области и Росавтодором по контрольным точкам, указанным в проекте. Сегодня мы уже имеем право начинать процедуру торгов по объектам, и перед муниципалитетами стоит задача завершить процедуру подготовки своих проектов до 1 марта. Федеральным бюджетом деньги предусмотрены, сейчас обсуждается вопрос, сколько средств могут выделить муниципальные образования. Все зависит от заявленных проектов.

Подчеркну, что в сумму 2,5 миллиарда рублей не входят 4 миллиарда регионального дорожного фонда, а также расходы на содержание дорог.

 Расскажите об основных показателях проекта, которые планируется достичь к 2024 году? Сколько дорог будет в нормативном состоянии?

— Для обеспечения целевого показателя нормативного состояния региональных автомобильных дорог в нацпроект БКАД включаются дорожные работы по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог в объеме 1053,5 км. В 2024 году протяженность дорог в нормативном состоянии по результатам инструментальной диагностики составит 2093,2 км или 29,1 процента. Только в текущем 2019 году в норматив будет приведено порядка 100 километров региональных дорог. Для сравнения — на начало 2018 года соответствовали нормативным требованиям 14,6 процента сети региональных автодорог или 1112 км.

Еще один показатель — доведение доли протяженности дорог Архангельской агломерации в нормативном состоянии до 85 процентов. Сейчас — 38 процентов.

Количество аварийно-опасных участков необходимо сократить не менее чем на 50 процентов — с 29 до 14.

 Что такое «дорожная сеть Архангельской агломерации»? Какие дороги туда вошли?

— В соответствии с методическими рекомендациями нацпроекта, это дороги центральные, магистральные, по которым передвигается общественный транспорт, городские, по которым осуществляется маятниковая миграция населения из города в город.

В состав Архангельской агломерации включена опорная улично-дорожная сеть протяженностью 431,4 км, в том числе федерального значения — 71,3 км, регионального значения — 88,2 и местного значения — 271,9 км. В основном это дороги Архангельска, Северодвинска и Новодвинска.

На федеральные дороги эти деньги тратиться не должны, мы приняли решение их не направлять и на региональные дороги. Согласно доведенной информации, в период 2019–2024 годов в дорожный фонд Архангельской области ежегодно планируется направлять по 568 миллионов рублей из федерального бюджета. С учетом софинансирования из областного бюджета и муниципальных образования размер финансовых средств на ремонт дорог агломерации ежегодно составит 710 миллионов рублей. Так, в 2019 году планируется выделить 751,6 миллиона рублей. На эти деньги будет отремонтировано 32,5 км дорог общего пользования.

К сожалению, речь идет именно о дорожном ремонте без капитального ремонта и реконструкции. Это связано с тем, что к 2024 году мы должны привести в нормативное состояние 85 процентов дорог.

 На этот год какие проекты заявлены в Архангельске?

— Как вы знаете, в этом году в областном центре завершается реконструкция Ленинградского проспекта, финансирование ведется за счет средств областного бюджета. Участок проспекта от улицы Ленина до Окружного шоссе включен в план работ по нацпроекту. Кроме того, будут отремонтированы:

  • улица Урицкого — от проспекта Ломоносова до Набережной Северной Двины,
  • проспект Новгородский — от улицы Вологодской до улицы Свободы,
  • проспект Дзержинского — от ул. Гагарина до ул. Тимме,
  • улица Ленина — от проспекта Ленинградский до Окружного шоссе,
  • улица Воскресенская — от проспекта Обводный канал до ж/д вокзала,
  • проспект Троицкий — от улицы Суворова до улицы Гагарина,
  • улица Смольный буян — от проспекта Обводный канал до проспекта Дзержинского,
  • улица Нахимова — от Краснофлотского моста до улицы Зеньковича,
  • улица Зеньковича — от улицы Нахимова до улицы Доковской,
  • улица Доковская.

По Архангельску получается почти 18 км.

 А если получится сэкономить?

— Предусмотрены резервные объекты. Например, ремонт улицы Галушина.

 По какому принципу происходит выбор той или иной дороги — почему именно ее нужно ремонтировать?

— Я всегда считал, что лучше владельцев дорог никто не знает, какие участки нужно ремонтировать. Они знают о состоянии дорог, предписаниях ГИБДД, анализируют судебные решения, жалобы населения. Даже если проводить опрос, я уверен, что не найдется единого мнения, какие дороги нужно ремонтировать в первую очередь. Поэтому решение принимала рабочая группа — представители Ространснадзора, ГИБДД, министерства транспорта, администраций муниципальных образований. Выбор каждого объекта мы можем обосновать — почему он включен в план и когда подлежит ремонту.

 Справятся ли с увеличением объемов работ подрядчики?

— На самом деле дорожники были не загружены. Вспомните 2016 год, когда размер дорожного фонда составлял 6 миллиардов рублей, было отремонтировано 100 км дорог. В 2018 году, напротив, произошло резкое снижение — по ремонтам 2,3 км дорог, да и начало капитального ремонта 11 км по Красноборску...

По сути, мы набираем прежние обороты, поэтому подрядчиков искать не придется, эти объемы мы осилим легко. Думаю, на некоторых объектах будет даже очень много участников. Проблемы могут возникнуть только с материалами — нацпроект стартует во всех регионах, а значит, потребуются дополнительные объемы битума, щебня, песка.

Сейчас Министерство транспорта РФ проводит общий анализ потребности регионов, обсуждается, как все правильно спланировать, чтобы не возникло дефицита материалов. Преимущество нацпроекта в том, что компании дорожной отрасли уже сейчас будут знать перспективные планы работ на ближайшие пять лет, они смогут планировать свою деятельность, закупать технику.

Программа будет опубликована на сайте правительства области. По срокам могу сказать, что до 15 февраля регион должен заключить соглашение с Правительством РФ, до 15 марта — подписать соглашения с муниципальными образованиями. Этап заключения контрактов должен завершиться до конца мая — уже с марта можно начинать первые торги. Администрация города Архангельска, например, хочет успеть заключить контракты в апреле. Самое главное — быстро провести торги.

 Не всегда в районах есть компетентные специалисты, чтобы качественно и в срок провести торги и организовать ремонты. Обсуждается ли идея создать некий единый центр управления этим процессом?

— Кадровый дефицит наблюдается везде — и у дорожных предприятий, и у нас. Между тем достаточно сказать, что в Архангельской области 7600 км региональных дорог — за них отвечает Архангельскавтодор, а 8000 км дорог муниципального значения, и специалистов с профильным образованием минимум. Порою в районной администрации за дороги отвечает всего один человек. Но лично я не вижу смысла отдавать ремонт все дороги в одни руки. Нужно принимать и обучать специалистов. Контролировать процесс на месте намного проще, чем сидя в Архангельске составлять планы для того же Яренска...

Другой вопрос, если нужно контролировать масштабный дорогостоящий объект. Например, реконструкцию Ягринского моста в Северодвинске.

Сейчас правительство области прикладывает все усилия, чтобы убедить федеральный центр профинансировать этот объект в первоочередном порядке. Если это получится, необходимо грамотно управлять работами, ведь это миллиарды рублей.

 На что в этом году могут получить деньги районы, ведь в региональные дороги и дороги агломерации их дорожная сеть не попадает?

— Последние три года мы выделяем из областного бюджета средства на ремонт муниципальных дорог на конкурсной основе. В прошлом году это было 144 миллиона рублей, 13 муниципальных образований получили деньги. В 2019 году поддержка муниципальных образований будет продолжена, сумма, будет зависеть от переходящих остатков прошлого года, которые пока не распределены. Решение будет приниматься на ближайшей сессии областного Собрания.

Помимо этого, муниципалитетам выделяется субсидия из областного бюджета за счет поступлений от транспортного налога — в этом году это 279 миллионов рублей.

В дальнейшем регион уже не будет получать трансферты на региональную дорожную сеть, источником дорожного фонда будут поступления от акцизов на топливо. Таким образом, можно говорить о 7–8 миллиардах рублей ежегодно.

 Правительству Архангельской области удалось привлечь федеральные субсидии по государственным программам «Культура русского Севера» и «Устойчивое развитие сельских территорий». Причем тут дороги?

— Дороги реконструируются и строятся не только на деньги Минтранса. У профильных министерств разработаны свои проекты, которые предусматривают создание инфраструктуры для развития культуры, спорта, туризма, сельского хозяйства.

Так, в программу «Развитие культуры русского Севера» попал туристический кластер «Малиновка», под развитие туризма выделяются средства на реконструкцию моста через р. Вага. В Вельске восстанавливают аэропорт, поток в «Малиновку» увеличится, но мост разрушен, а временный с потоком не справится. За два года планируется осуществить реконструкцию моста.

Дорога в Нёноксу — это еще один инфраструктурный объект, только по программе министерства сельского хозяйства, который нацелен на обеспечение сельских территорий дорогами с твердым покрытием. Проект разрабатывала администрация Северодвинска, все согласования пройдены, лимиты финансирования получены. Проект рассчитан на два года: в 2019 году из бюджетов вышестоящего уровня выделяется 176,6 миллиона рублей, в 2020 году — 237,8 миллиона рублей. Это будет гравийная дорога хорошего качества для круглогодичного сообщения.

 Благодаря нацпроекту в планы ремонта включены даже отдалённые северные районы, какие?

— В 2019 году на средства нацпроекта планируется отремонтировать три участка дорог с асфальтобетонным покрытием Пинежского района общей протяженностью 13,7 км. Это участки км 0 — км 4+418 автодороги Карпогоры — Веегора — Лешуконское, участок км 0 — км 5+700 трассы Карпогоры — Сосновка — Нюхча и перегон км 0 — км 3+623 подъезда к железнодорожной станции «Карпогоры-пассажирская» от автодороги Карпогоры — Веегора — Лешуконское.

В 2020 году в план ремонта включена дорога Долматово — Няндома — Каргополь. Самый проблемный участок от Каргополя до Пудожи (на стыке с Кенозерским парком) будет отремонтирован в 2021 году. Но пока без перевода в асфальт — станет хорошая «гравийка».

 Процесс передачи дорог в федеральную собственность продолжится? Когда будет передана дорога Брин-Наволок  Плесецк, о чем было заявлено еще несколько лет назад?

— Долго подписывалось постановление Правительства РФ, только в июне прошлого года мы получили распоряжение, что с 1 января 2019 она должна стать федеральной. Далее происходит процесс передачи имущественного комплекса. Все документы подписаны, но пока не будет актов передачи, за дорогу отвечает регион. Ориентировочно с 1 мая она уже будет финансироваться за счет федеральных средств.

У Росавтодора есть планы по ремонту — нам обещают, что как только она перейдет им в собственность, они сразу же приступят к работам. Это позитивно отразится, потому что нормативы финансирования дорог федерального значения гораздо выше.

Мы предусмотрели значительно средств на ремонт дороги Усть-Вага — Ядриха, это кратчайшее направление из Архангельска в Коми. Сейчас есть шансы, что эту дорогу мы передадим в федеральную собственность к 2020 году, хотя изначально обсуждался 2023 год. Это для нас был бы большой плюс, ведь уменьшая протяженность региональных дорог, мы можем высвободившиеся средства направить на другие объекты.

В частности, по Онежской трассе есть два проблемных участка, куда можно было бы направить эти деньги. Кстати, она тоже в плане передачи в федеральную собственность, но на 2029 год.

 С 2019 года штрафы за нарушение правил дорожного движения (ПДД) поступают в дорожный фонд региона. Это стимулирует тщательнее контролировать автомобилистов?

— На дорожной сети региона в настоящее время используется 41 стационарный комплекс фото-, видеофиксации правил дорожного движения. К концу 2024 года планируется довести их число до 80 единиц. В 2018 году установлено 11 стационарных комплексов за счет средств областного бюджета, на 2019-й запланировано семь. Их установят на региональных автомобильных дорогах в районных центрах, в ближайшее время поедем выбирать места установки.

Мы знаем, что техника постепенно замещает работу инспекторов ГИБДД, их количество сокращается... Конечно, после установки камер сначала приходит очень много штрафов, что ведет к росту поступлений. Но это не цель работы, задача — сделать движение безопасным. Даже было поручение от министра транспорта РФ — не менее 10% собранных средств направлять на повышение безопасности дорожного движения, а не только строить или ремонтировать дороги.

В целом с камер фото-, видеофиксации в Архангельской области собирается более 100 миллионов рублей штрафов в год. Всего от штрафов за нарушение ПДД в областной бюджет поступало около 300–400 миллионов рублей, с этого года эти средства идут только в региональный дорожный фонд.

Беседовала Елена Светличная
Материал газеты «Архангельск»

ФАКТ

Объём дорожного фонда Архангельской области на 2019 год увеличится в 1,6 раза (в сравнении с 2018 годом) и составит 6 миллиардов 586 миллионов рублей. Рост поступлений произойдет за счёт:

  • увеличения доли акцизов на нефтепродукты (491 миллион рублей),
  • межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (2,1 миллиарда рублей),
  • привлеченных федеральных субсидий по государственным программам «Культура русского Севера» и «Устойчивое развитие сельских территорий»,
  • нового источника дохода «Штрафы за нарушение ПДД» (326 миллионов рублей).

Читайте также:

Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», © 2001—2024
163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская 38/1 схема проезда

(8182) 20-64-55, 20-66-68 центр управления движением

Политика в отношении обработки персональных данных