(8182) 20-66-68Центр управления движением
самая полная информация о состоянии проезда по дорогам общего пользования регионального значения в Архангельской области
   

Дороги Поморья: От полуночи к рассвету

1 июля 2017

«Полуночными странами» назывались раньше в русском языке северные территории, весь регион, который зовётся сегодня Русским Севером. В этом старинном термине ёмко и точно отражена специфика приарктических окраин России — короткий световой день в зимний период, низкие температуры и суровый климат, — одним словом, условия, близкие к экстремальным. Противоположное же направление, движение к югу вообще, именовалось нашими предками выражением «идти на полдень». Именно так, почти параллельно сине-красной стрелке компаса, было расположено большинство дорог Архангельской области. В XXI веке эта исторически сформированная дорожная сеть прирастает дорожными направлениями, ведущими на восток и запад, и соединяющими Поморье с регионами-соседями.

Даже сегодня Архангельская область, включавшая когда-то, помимо сегодняшней территории, всю сегодняшнюю Мурманскую, часть республики Карелия и обширные территории вплоть до Уральских гор, является крупнейшим регионом в Европейской части России и самой большой провинцией в Европе. Площадь региона составляет 589 913 квадратных километров, что превышает территории современных Франции и Испании. В своих сегодняшних границах регион отсчитывает свою официальную историю с 23 сентября 1937 года.

И если протяжённость федеральных автотрасс Поморья, а именно регионального участка автодороги М-8, подъезда к Северодвинску, и переданного в 2017 году в собственность Росавтодора подъезда к международному аэропорту «Архангельск», составляет на сегодняшний день 592 километра, то общая длина сети дорог областного значения — почти 8 тысяч километров. Много это или мало, памятуя о масштабах территории?

Дорожная история Поморья — столь же непростая и яркая, как история всего этого заповедного края. Первые сведения о сети дорог Архангельской губернии относятся к 1850 году, когда была проведена первая инвентаризация дорожной сети региона. К этому времени из Архангельска были проложены сухопутные пути сообщения с Москвой, Санкт-Петербургом, а также к портовым городам Кемь и Мезень, и Великому Устюгу. Однако подлинное своё развитие дороги региона получили во времена СССР.

В 1938 году при архангельском Облисполкоме был создан дорожный отдел, с которого ведёт свою историю сегодняшнее региональное агентство «Архангельскавтодор». Настоящими вехами в развитии дорожной инфраструктуры региона можно назвать строительство автодороги Архангельск — Москва (завершено в 1986 году), а также подъезда к Северодвинску (введён в строй в 1970 году), обеспечение выхода на Карелию посредством строительства дороги Каргополь — Пудож (2000 год), обеспечение проезда на Онегу (2001 г.), завершение строительства трассы Усть-Вага — Ядриха (2002 г.) и дороги Архангельск — Мезень (2008 г.). Все эти направления составляют ныне опорную дорожную сеть Архангельской области.

— Сегодня дорожники Архангельской области по хорошему завидуют тем темпам и объёмам дорожно-строительных работ, которые пришлись на 80-90-е годы прошлого века. Именно на этот период пришёлся основной прирост региональной дорожной сети. Так, за одну пятилетку, с 1986 по 1990 год в нашем регионе было построено и введено в эксплуатацию почти тысяча километров новых дорог, причём в одном только 1990 году — 330 километров! — рассказывает директор дорожного агентства «Архангельскавтодор» Игорь Пинаев.

Такие темпы объяснялись просто. Именно на этот период приходится время действия государственной программы строительства и реконструкции автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР. Согласно ей, в Архангельской области предстояло построить, реконструировать и ввести в действие 9580 км дорог, в том числе общего пользования — 4550, и внутрихозяйственных — 5030 километров. Полное выполнение этих грандиозных планов позволило бы соединить дорогами с твёрдым покрытием Архангельск с городами и райцентрами, а последние — с центральными усадьбами колхозов и совхозов, животноводческими комплексами и фермами, а также обеспечить автотранспортные выходы в соседние регионы. Однако в 1991году в связи с крахом СССР и всей советской системы действие программы «Дороги Нечерноземья», как и других подобных программ, прекратилось. В Поморье начался спад дорожного строительства, вплоть до его полного прекращения в отдельные годы, расходы на развитие и содержание транспортной сети значительно сократились. По сути, регион до сих пор борется с последствиями того глобального слома сложившейся системы хозяйствования, которая произошла в 90-х годах, пытаясь сегодня хотя бы отчасти реализовать планы развития транспортной инфраструктуры, на которых большой политикой был когда-то поставлен крест.

Эта нелёгкая задача легла на плечи нового поколения дорожников Поморья. И отрадно, что никаким историческим обстоятельствам и системным сломам не удалось прервать цепь профессиональной преемственности между теми, кто когда-то создавал региональную дорожную сеть, и теми, на чьих плечах сегодня лежит весь груз ответственности за её сохранение и развитие. Эти слова в полной мере применимы с сегодняшнему директору «Архангельскавтодора» Игорю Пинаеву. Уроженец глубинки Архангельской области и продолжатель настоящей династии дорожников, он прошёл все профессиональные «университеты», от студенческой скамьи и первой должности дорожного мастера после окончания вуза, до последующего руководства крупнейшими дорожными предприятиями Поморья, и, наконец, должности главы регионального дорожного агентства.

— Стабильность тех целей и задач, которые сегодня стоят перед дорожной отраслью региона, говорят о стабильности отрасли в целом. Наша основная цель — сохранение того, что мы получили в наследство от наших предшественников, того, что было сделано предыдущими поколениями. Это касается опорной сети автомобильных дорог Архангельской области, которая, однако, осталась сформированной не до конца. Поэтому другая важнейшая задача, стоящая перед нами – это дальнейшее развитие нашей автодорожной сети, — считает Игорь Пинаев. — В частности, в нашем регионе до сих пор остались райцентры, которые не связаны с областным центром нормальными современными дорогами. Это столица Ленского, пограничного с республикой Коми района Яренск, райцентр Пинежского района Карпогоры, и село Лешуконское в одноимённом северо-восточном районе нашей области. Нормальная транспортная связь с последними до сих пор зависит не только от состояния дорог, но и от работы ледовых и понтонных переправ, что для многих регионов России — настоящая экзотика. Для нас же это — обычная ежедневная работа. Названные мной райцентры — это те направления, куда мы обязаны двигаться. Остальная сеть неплохо сформирована, её лишь надо продолжать усиливать и восстанавливать после настоящего коллапса 90-х годов, когда дороги фактически перестали финансироваться. К сожалению, проблема недофинансирования отрасли актуальна и сегодня. После достаточно успешного в этом плане 2016 года, сегодня мы вновь переживаем спад, объём регионального дорожного фонда сократился с 6 до 4 миллиардов рублей. Это накладывает определённые сложности, однако работы на приоритетных направлениях будут продолжены!

Одним важным направлением развития автотранспортной инфраструктуры региона руководство Поморья называет укрепление связей с соседними регионами — Вологодской и Кировской областями, а также Карелией и Республикой Коми. Важнейшим из таких направлений является сегодня трасса Брин-Наволок — Плесецк — Каргополь — Вытегра. Два года назад на этой автодороге, идущей отчасти параллельно с федеральной трассой М-8 и уходящей затем на запад, в сторону Вологодской и Ленинградской областей, начались работы по реконструкции оставшихся грунтовых участков. Завершение проекта даст возможность укрепить связи между Архангельском и традиционно близкой к столице Поморья, как в культурном, так и в экономическом плане, северной столицей России. Дорога до Санкт-Петербурга станет короче фактически на 300 километров, улучшится транспортная доступность двух райцентров, Каргополя и Плесецка, а также одноименного космодрома. Проект реализуется по распоряжению Президента Российской Федерации Владимира Путина. На сегодняшний день два из пяти ещё недавно бывших грунтовыми участков уже одеты в новенький асфальт, в 2017 году завершаются работы на третьем пусковом комплексе, который будет сдан в эксплуатацию уже осенью. Определено, что после этого, а именно с 1 января 2018 года, направление будет передано в федеральную собственность.

— После передачи дороги в федеральную собственность её финансирование достигнет стандартов, которые намного превосходят тот объём средств, которые мы выделяем сегодня на эти цели из регионального дорожного фонда. Таким образом, повысится качество и безопасность проезда. Во-вторых, высвободившиеся таким образом средства регионального дорожного фонда мы сможем направить на другие, нуждающиеся в этом участки региональных дорог. Например, потратить на приведение в нормативное состояние тех участков дорог, которые в 2016 году были приняты нами из муниципальной в областную собственность, а это более 70-ти километров. Всё это составляет единую дорожную сеть нашего региона, и наша задача — улучшение её качества, — подчёркивает министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов.

Сегодня, при всей изменчивости эпох, условий работы, уровня финансирования и других немаловажных факторов, главное остаётся неизменным: высочайший профессионализм дорожников Архангельской области, их готовность работать на благо родного региона. А это значит, что дорог, которые ведут в Архангельск, будет больше, а их качество — выше.


Алексей Шептунов
Журналвтомобильные дороги", июль 2017 г.

Читайте также:

Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», © 2001—2017
163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская 38/1 схема проезда

(8182) 20-64-55, 24-20-46 факс, 20-66-68 центр управления движением, 24-08-92 пресс-служба