(8182) 20-66-68Центр управления движением
самая полная информация о состоянии проезда по дорогам общего пользования регионального значения в Архангельской области
   

Александр Романов: «Сохранение областных предприятий позволило спасти нашу дорожную сеть»

15 октября 2016

Около семи тысяч километров автодорог Архангельской области находится сегодня на ежедневном содержании трёх акционерных предприятий, ведущих свою историю со времени зарождения дорожной отрасли Поморья, и сохраняющих славные традиции прошлых поколений дорожников. Именно их усилиями удалось, по сути, сохранить региональную дорожную сеть от полного краха в годы политического и экономического безвременья. Об этом нам рассказал председатель совета директоров дорожных акционерных обществ, 100% акций которых принадлежит Архангельской области, Александр Романов.

Романов А.Н.


Началось всё с того, что в результате приватизации, проведённой в течение 2001-2003 годов, в Архангельской области были учреждены 20 акционерных обществ дорожной отрасли со 100 % пакетом акций в областной государственной собственности. Это был во многом уникальный для России опыт, который и сегодня заслуживает пристального внимания не только историков.

— На момент, когда было решено провести эту масштабную реорганизацию, в нашей области насчитывалось два десятка дорожных предприятий областного подчинения. Ситуация в отрасли была тяжелейшей. Системный кризис, устаревшая техника, неплатежи в бюджет и задолженности по зарплате. Большая часть предприятий находилась фактически на грани банкротства, — рассказывает Александр Романов. — Самое страшное, что могло случиться в этот период — это полный развал системы содержания огромной сети областных автодорог. Их просто некому было бы содержать! Ведь это вид работ, на который коммерческие предприятия идут с неохотой: наличие бюджетного финансирования на них до сих пор далеко от нормативного.

Тогда, в начале 2000-х, у нас было два варианта: либо создать единое унитарное предприятие, либо приватизировать все два десятка имеющихся. Концепция подобных отраслевых процессов уже существовала на общероссийским уровне, нам были ясны все их плюсы и минусы. Тем не менее, концепция была существенно дополнена, в чём нам оказал большую помощь тогдашний депутат областного Собрания Александр Иванов. Уже потом к нам за опытом приезжали представители многих регионов. Таким образом, в целях эффективного использования государственного имущества Архангельской области в дорожной отрасли, постановлением областного Собрания депутатов от 19 сентября 2001 года № 141 была одобрена программа приватизации региональных государственных унитарных предприятий.

По словам Александра Романова, непосредственного участника этих важных преобразований, сохранение акций в собственности Архангельской области позволило, обеспечить выполнение предприятиями основной их функции — содержания сети региональных автомобильных дорог. Этот блок работ направлен, как известно, на обеспечение бесперебойного и безопасного движения транспортных средств с разрешённой правилами дорожного движения скоростью, сохранности автодорог, а также поддержание их транспортно-эксплуатационного состояния. По сути, организации, выполняющие работы по содержанию дорог выполняют важнейшую социальную функцию. Ведь именно по региональной сети осуществляется завоз продовольствия в отдалённые населённые пункты, проезд автомобилей экстренных служб и т.п.

Для обеспечения возможности эффективно конкурировать с другими, более крупными предприятиями, что особенно актуально в условиях размещения государственных заказов только на аукционах и конкурсах, дорожным акционерным обществам стало необходимо внедрять новые технологии и приобретать новую современную и высокопроизводительную технику. Небольшие мощности, незначительные активы и, зачастую, неустойчивое финансово-экономическое положение мелких предприятий не позволяло им обновлять основные фонды и составлять серьёзную конкуренцию крупным предприятиям.

—После завершения акционирования наших предприятий мы сразу поняли, что лучше 3-4 крупных фирмы, чем 20 слабых, — продолжает свой рассказ Александр Романов. — Поэтому было принято решение пойти по пути укрупнения. Первоначально планировалось создать по одному предприятию для, условно, юга, севера, запада и востока Архангельской области, которые на своих территориях отвечали бы, прежде всего, за содержание автодорог. Мы встречались с коллективами, доказывали необходимость реформ. В качестве первого опыта было взято самое передовое, уже на тот момент, предприятие отрасли — Котласское ДРСУ, к которому были присоединено Красноборское дорожное управление. Перемены почувствовались уже через год — увеличились объёмы производства, повысилась эффективность использования техники, а также зарплата работников. После этого к предприятию были присоединены Вилегодский и Ленский участки. Все показатели продолжили расти, предприятие получило возможность закупить более современную технику. Учитывая этот первый положительный опыт, было решено обратиться к Правительству области с инициативой объединения Плесецкого и Онежского дорожных управлений. В 2010 году единственным акционером, а именно Архангельской областью в лице регионального министерства имущественных отношений, была определена стратегия развития акционерных обществ, предполагающая их поэтапное объединение. Оно позволило улучшить финансово-экономическое состояние предприятий. Позже к Плесецкому дорожному управлению были присоединены Няндомский, Каргопольский, Вельский, Коношский и Устьянский дорожные участки. А предприятия северных районов области — Мезенского, Пинежского и Лешуконского — были объединены под флагом Мезенского дорожного управления.

Случались на пути преобразований и заблуждения. Так, первоначально, как рассказывает Александр Романов, два имевшихся региональных мостовых управления, Вельское и Поморское, были присоединены к Котласскому и Плесецкому дорожным управлениям. Однако позже, в 2013 году, было принято решение учесть специфику работы мостовиков, и создать на базе двух этих участков единое специализированное предприятие «АвтодорМост». Именно оно занимается сегодня содержанием львиной доли мостов на региональных дорогах Поморья, а также их ремонтом. Уже сегодня предприятие готово заниматься и строительством капитальных железобетонных мостовых сооружений.

руководители дорожных предприятий области

На фото: руководители дорожных предприятий Архангельской области



Реорганизация была полностью завершена в 2013 году. В настоящее время в собственности Архангельской области находятся акции трёх акционерных обществ:

*АО «Котласское дорожное ремонтно-строительное управление»;

*АО «Плесецкое дорожное управление;

*АО «Мезенское дорожное управление.

Полномочия выполнять функции акционера от имени Архангельской области возложены на министерство имущественных отношений Архангельской области.

МНЕНИЕ
Михаил Яковлев, директор дорожного агентства «Архангельскавтодор»:
На сегодняшний день система функционирования «областных» акционерных обществ в дорожной отрасли Архангельской области не только полностью себя оправдала, но и является гарантией дальнейшего сохранения сети региональных автодорог. Реализуя государственные контракты, эти предприятия зарекомендовали себя надёжными партнёрами, строго соблюдающими сроки и условия контрактов, и отвечающими за качество выполнения работ. Они используют в работе самую передовую технику и зарубежный опыт, закуплены и с успехом функционируют современные асфальтобетонные заводы, активно используются информационные системы организации труда. При этом немаловажным является то, что на наших дорожных предприятиях сохранена преемственность поколений, сплочённые коллективы с многолетними традициями. Это позволяет говорить о том, что в Архангельской области существует объединённое общими идеалами и нацеленное на созидание профессиональное дорожное сообщество, нацеленное на работу на благо своего региона.



Котласское дорожное ремонтно-строительное управление

Свою историю АО «Котласское ДРСУ» ведёт с 1 апреля 1965 года, когда в посёлке Шипицыно Котласского района было создано Дорожное строительное управление № 3. Своё современное название предприятие получило в 1981 году, став областным государственным унитарным предприятием, а в 2003 году оно было преобразовано в акционерное общество.
На протяжении многих лет «Котласское ДРСУ» ответственно за содержание автодорожной сети юго-западных районов Архангельской области. Основная производственная база предприятия располагается в посёлке Шипицыно Котлассского района, в четырёх районах имеются девять мастерских участков со своими производственными базами. В послужном списке котласских дорожников – участие в строительстве важнейших для региона объектов,таких, как мост через Малую Северную Двину в Котласе, автодороги Котлас — Сольвычегодск — Яренск.
Сегодня на предприятии активно внедряется современная дорожная техника, широко используются возможности современных технологий. На базе единой информационной сети Котласского ДРСУ создана оперативная система управления производством, являющаяся передовой для дорожных предприятий Поморья. Наработанным опытом в данной сфере котлашане с готовностью делятся с коллегами.
Предприятие является активным участником деятельности Российской Ассоциации подрядных организаций дорожной отрасли «АСПОР». ОАО «Котласское ДРСУ» неоднократно становилось лауреатом общенационального отраслевого конкурса «Дороги России» в номинации «Лучшая подрядная организация по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
АО «Котласское ДРСУ» выполняет работы по ремонту и содержанию сети региональных автомобильных дорог в Котласском, Вилегодском, Ленском и Красноборском районах Архангельской области. Знаковыми объектами последних лет стали реконструкция участка км 11 – км 25 автодороги Ильинск – Вилегодск, и капремонт последнего грунтового участка дороги на республику Коми, являющихся отрезками т.н. Северного Транспортного коридора, а также начало строительства автодороги «Котлас — Коряжма, км 0 — км 41».
СПРАВКА
АО «Котласское дорожное ремонтно-строительное управление»
Генеральный директор – Алексей Захарчук.
Уставный капитал:
75,9 млн. руб.;
Чистые активы предприятия (на 1.01. 2016 г.): 289,2 млн. руб.;
Общая протяжённость обслуживаемых дорог: 1 711 км.;
Численность работников: 250 человек;
Чистая прибыль в 2015 г.: 31,4 млн. руб.;
Перечислено дивидендов в областной бюджет за 2015 г.: 4,7 млн. руб.



Плесецкое дорожное управление

В архивных документах Плесецкий дорожный участок упоминается с 1941 года. В 1973 году на его базе образовано Плесецкое дорожное ремонтно-строительное управление. В сентябре 2001 года создано областное государственное унитарное предприятие «Плесецкое дорожное управление». В 2003 году оно преобразовано в открытое акционерное общество.
Помимо содержания региональных дорог, предприятие участвовало в строительстве знаковых инфраструктурных объектов, в том числе работало на космодроме «Плесецк». В последние годы предприятие, помимо традиционного содержания автодорог, всё активнее осваивает такое направление, как дорожное строительство. Это потребовало дополнительной закупки новой современной и высокопроизводительной дорожной техники. В 2015 году Устьянском районе предприятием был установлен новый асфальтобетонный завод, в 2016 году подобный же завод был установлен в Каргопольском районе.
Сегодня, по показателям объёма производства и темпам проведения модернизации, «Плесецкое ДУ» с полным правом можно назвать одним из лидеров дорожной отрасли Архангельской области. Предприятие активно развивает и информационные технологии: в прошлом году в архангельском офисе «Плесецкого ДУ» заработала круглосуточная диспетчерская служба, введена система видеонаблюдения за объектами.
В 2016 году АО «Плесецкое дорожное управление» выполняет работы по содержанию сети региональных автомобильных дорог в Онежском, Плесецком, Каргопольском, Няндомском, Коношском, Устьянском, а также, частично, Приморском и Холмогорском районах Архангельской области. В этом же году плесецкие дорожники отремонтировали участок автодороги Плесецк-Каргополь, подъезд к Каргополю (участок дороги Долматово – Няндома – Каргополь – Пудож), а также площадь Ленина в Няндоме.
СПРАВКА
АО «Плесецкое дорожное управление»
Генеральный директор – Игорь Пинаев.
Уставный капитал: 92,5 млн. руб.;
Чистые активы предприятия (на 1.01. 2016 г.): 252,3 млн. руб.;
Общая протяжённость обслуживаемых дорог: 3 008,3 км;
Численность работников: 415 человек;
Чистая прибыль в 2015 г.: 25,8 млн. руб.;
Перечислено дивидендов в областной бюджет за 2015 г.: 3,9 млн. руб.



Мезенское дорожное управление


Мезенский дорожный участок образован в мае 1965 года. На его базе позднее было создано Мезенское дорожное ремонтно-строительное управление. В 2003 году областное государственное унитарное предприятие «Мезенское дорожное ремонтно-строительное управление» преобразовано в ОАО «Мезенское дорожное управление».
Основная деятельность предприятия связана с содержанием автомобильных дорог в экстремальных условиях Русского Севера. «Мезенское дорожное управление» долгие годы отвечает за дорожную сеть Мезенского, Лешуконского, Пинежского, и части Холмогорского района. Эти территории характеризуются практически полным отсутствием асфальтобетонных автотрасс, а также наличием большого количества мостов и переправ. В зимнее время предприятие занимается обустройством и содержанием 30-ти ледовых переправ, а также автозимников.
«Мезенское ДУ» являются важнейшим в социальном отношении предприятием, обеспечивающим транспортную доступность северных районов области. Предприятие продолжает обновлять свой парк дорожно-строительной техники современными машинами.
АО «Мезенское дорожное управление», помимо работ по содержанию сети региональных и муниципальных автомобильных дорог, осуществляет работы по капитальному ремонту мостов, которых на содержании предприятия сегодня более 150 штук. Так, в 2016 году капитально отремонтирован значимый для Пинежского и Лещуконского районов мост через р. Ёжуга.
СПРАВКА
АО «Мезенское дорожное управление»
Генеральный директор – Андрей Малышев.
Уставный капитал: 26,1 млн. руб.;
Чистые активы предприятия (на 1.01. 2016 г.): 71,3 млн. руб.
Общая протяжённость обслуживания дорог: 1487 км;
Численность работников: 212 человек;
Чистая прибыль в 2015 г.: 8,8 млн. руб.;
Перечислено дивидендов в областной бюджет за 2015 г.: 1,3 млн. руб.

МНЕНИЕ
Юрий Крус, ведущий консультант отдела управления госимуществом министерства имущественных отношений Архангельской области:
– Совершенствование корпоративного управления в акционерных обществах с участием Архангельской области является одной из приоритетных задач министерства. Развитие института независимых директоров является, безусловно, важным элементом повышения эффективности корпоративного управления. Необходимость его развития направлена на повышение самостоятельности совета директоров при принятии решений. Роль независимого директора велика в компаниях с большой долей государственного участия. В этих компаниях наиболее востребованы эффективное управление и защита, как ни странно, интересов мажоритарного акционера – государства.

 

Алексей Шептунов
Журнал «Деловой Вестник Поморья»
Оригинал публикации

Читайте также:

Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», © 2001—2017
163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская 38/1 схема проезда

(8182) 20-64-55, 24-20-46 факс, 20-66-68 центр управления движением, 24-08-92 пресс-служба