Информация о проезде: (8182) 20-66-68, (911) 594-66-68 для фото- и видео-материалов
   

«Если движение встает, то это потери и для бизнеса и для бюджета»

3 марта 2011

Архангельские дорожники пытаются удержать опорную сеть областных дорог, несмотря на серьезную нехватку средств. Прогнозируются проблемы с проездом по экономически важным направлениям. Об этом руководитель «Дорожного агентства «Архангельскавтодор» Сергей Попов

Оцените роль дорог в экономике области

На сегодняшний день балансовая стоимость дорог и сооружений  составляет 90% имущества области. Если точнее, то общая протяженность всех дорог 8 000 км, из них 25% асфальтированы, 13% «зимники», остальные дороги грунтовые. Опорная дорожная сеть, которая соединяет основные районы с областным центром, в последние годы была практически сформирована, этому придавалось всегда большое значение. Дороги – это стратегическая отрасль и лесники как никто знают, насколько важна возможность проезда.

Какой ситуацию с дорогами вы видите на сегодняшний день?

Если в одной фразе - постоянное недофинансирование дорожной отрасли, постепенно приводит дороги во все более неудовлетворительное состояние. Говорить о ремонте и строительстве сегодня вообще не приходится, в последнее время на эти виды работ деньги не выделяются. Но основная проблема в серьезном недостатке средств даже на содержание. В 2010 году мы получили пятую часть средств от нормативов, в 2011 всего 19% от необходимого. А теперь представьте, уход за дорогами должен быть круглосуточный, пройти надо по каждому метру и каждый день. Это неотъемлемое правило, как зубы каждый день чистить. А возможностей по нормативному содержанию на сегодня нет.

Сегодня можно уже говорить о последствиях?

Да, к огромному сожалению, все что создавалось с таким трудом начинает разрушаться. У нас 90% дорог в ненормативном состоянии. Мы уже видим, как зарастают полосы отвода, ухудшается водно-тепловой режим дорожного полотна, оно попросту разрушается. Есть такой термин у дорожников – дорога падает. Про наши дороги сейчас можно сказать, что начинает падать опорная сеть дорог. Это значит, что там где, должен быть обеспечен обязательный проезд, он затруднена, а в ближайшей перспективе по некоторым направлениям его не будет вообще. У дорожников даже появился новый термин – не проезд, а проезжаемость.

Если с учетом нашего климата мы понимали, что движение на некоторых участках может быть затруднено зимой или весной в распутицу, то теперь мы уже начинаем констатировать факт полного отсутствия проезда. Это уже отмечено в Онежском, Плесецком, Котласком, Красноборском, Вилегодском, Верхне-Тоемском, Вельском районах, в направлениях на КОМИ и Карелию. Это все очень экономически важные дороги. Нормативное содержание дороги, которое утверждено на федеральном уровне включает комфортный проезд, необходимый сервис и безопасность. В существующих условиях обеспечить это все в полном объеме просто невозможно.

 Насколько активно лесники везут грузы по дорогам?

В этом году мы отмечаем увеличение количества машин с лесом. С одной стороны это радует - дороги способствуют развитию экономики области, а с другой стороны думаешь, дороги и так слабые, при увеличении потока и нагрузки они еще больше разрушатся. Если на некоторых дорогах движение встанет, это  экономические потери и для бизнеса и для области. Именно по этой причине лучше предвидеть возможные риски заранее. По моим наблюдениям у большинства предприятий ЛПК области от 70% до 100% основной нагрузки по перевозке грузов ложится на дороги общего пользования.

Что можете предложить сегодня лесникам, чтобы уменьшить их риски?

В существующих условиях можно предложить  уже хорошо зарекомендовавшую себя форму частно-государственного партнерства. Садимся вместе перед картой дорог, анализируем основные направления движения лесных грузов, в том числе определяем самые рисковые и проблемные участки, соотносим с нашими возможностями и ищем решения. В рамках такого соглашения о социально-экономическом сотрудничестве архангельская область уже не один год работает с «Группой Илим». Предприятие выделяет средства на строительство и ремонт дорог общего пользования: в 2005 году - 9 млн, в 2006 - 16 млн, 2007 - 17 млн, 2008 - 12 млн, 2010 - 16 млн. рублей. Это достойный пример, когда холдинг получил хорошие преференции по снижению размера арендной платы за лес, а разницу в стоимости аренды направляет на развитие дорог общего пользования.

Каким может быть партнерство, если предприятие небольшое?

По алгоритму таким же. Определяете проблемный участок, приходите к нам, в администрацию района или районный дорожный отдел и мы обсуждаем возможности. Приведу пример устройства деревянного моста через реку Сотка в Пинежском районе: Компания «Пинежье - Лес» заказала проектно-изыскательные работы, предоставила технику и людские ресурсы; лесной бизнес оплатил все необходимые материалы для проведения работ. В итоге появился усиленный мост, который позволил везти нормально лес через реку. Архавтодор, в свою очередь взял на себя обязательства по содержанию этого моста. Подобных примеров масса. В 2010 году был введен в эксплуатацию железобетонный мост через реку Верхняя Шарда, построенный при участии компании «Соломбала – Лес».

Как сама отрасль реагирует на ситуацию?

Дорожным предприятиям непросто, пытаются искать возможные источники доходов, оказывая сторонние услуги, хотя это и неправильно. Объясню почему. Наши дорожники - это специализированные подразделения, которые сегодня работают по всей сети дорог области. Они оснащены необходимой техникой, у них достаточно опыта, чтобы отвечать за необходимое состояние дорог. Работа идет ежедневно и круглосуточно. Если этот процесс и ритм менять, отвлекаясь на сторонние услуги, то могут начать возникать сбои по основным работам. Для меня, как руководителя - это сейчас один из самых важных стратегических вопросов - необходимо удержать дорожную отрасль, людей. Контроль над дорогами не должен быть потерян не по одному важному направлению, это государственная задача.

Создание дорожного фонда в ближайшем будущем поменяет ситуацию?

Это зависит от того, как ситуация будет дальше развиваться. Предположительно дорожный фонд заработает на территории архангельской области не раньше 2012 года. По его наполняемости есть уже прогнозы, если посчитать предполагаемый доход от акцизов на топливо и транспортный налог, то получится объем средств, необходимый для обеспечения текущих затрат на содержание дорог. Про строительство говорить в этом случае конечно не приходится. Но это идеальная картина. На ситуацию несомненно большое влияние окажут областные депутаты. От того насколько серьезно они подойдут к дорожному вопросу будет зависеть дальнейшее состояние дорожной сети, а значит и экономики области. Я очень надеюсь, что все депутаты представители лесной отрасли подойдут к решению вопросов взвешенно и разумно.

Читайте также:

Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», © 2001—2024
163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская 38/1 схема проезда

(8182) 20-64-55, 20-66-68 центр управления движением

Политика в отношении обработки персональных данных