Информация о проезде: (8182) 20-66-68, (911) 594-66-68 для фото- и видео-материалов
   

Качество дорог архангельской области зависит от стабильности финансирования

1 февраля 2011
Качество дорог архангельской области зависит от стабильности финансирования

Директор государственного казенного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» Сергей Попов, считает: сложившиеся финансово-экономические условия, требуют стратегического подхода в сфере управления дорожным хозяйством региона.

Бизнес везет дорога

На сегодняшний день в оперативном управлении дорожного агентства Архангельской области «Архангельскавтодор» находится 8073,9 километров автомобильных дорог общего пользования, включая Ненецкий автономный округ. К сожалению, по причине ежегодного недофинансирования работ по содержанию и ремонту, 91,8 % автодорог находятся в ненормативном состоянии. А некоторые трассы из-за нарушения межремонтных сроков становятся непроезжими в период распутицы. Яркий пример: 25-километровый участок Северного транспортного коридора Ильинск – Вилегодск. По этому направлению ежедневно идут колонны грузовой техники. Вес машин доходит до 80 тонн. Грунтовая дорога не выдерживает таких нагрузок. В результате в грязи выстраиваются огромные пробки, которые способные растащить лишь бульдозеры. Выход из ситуации есть. Уже подготовлена проектно-сметная документация. Работы включены в Долгосрочную целевую программу Архангельской области «Развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог общего пользования Архангельской области (2009 – 2012 годы)». Но из-за кризиса 2009 года  финансирование программы было приостановлено.

К счастью, лесной бизнес понимает, что несет ответственность за сохранность региональных дорог используемых для вывоза леса, без которых невозможно развитие предприятий. В результате переговоров были достигнуты соглашения между Правительством Архангельской области и компанией «ИлимСеверлес». Правительство утвердило льготный коэффициент на аренду делянок, что позволило предприятию сэкономить 16 млн. рублей.  Эти средства компания направила на ремонт левобережного участка дороги. Взаимовыгодное сотрудничество бизнеса и власти будет продолжено в дальнейшем. Ведь при такой схеме деньги бизнеса, решают задачи лесозаготовителей и региональной власти.

 

Дороге нужен план

Дорожная отрасль, как и любая другая сфера экономики, может функционировать и развиваться лишь в условиях стабильного финансирования. Раньше планирование осуществлялось в соответствии с выделяемыми дорожными фондами. После их отмены, отрасль финансировалась по остаточному принципу и не могла продуктивно планировать свою деятельность. Поэтому в 2006 году дорожное агентство «Архангельскавтодор» совместно с Администрацией Архангельской области разработали социально-экономическую программу «Развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог общего пользования Архангельской области (2007–2010 г.г.)». Программа была одобрена депутатами областного собрания и запущена в 2007 году. Ее преемницей стала долгосрочная целевая программа, разработанная до 2012 года, с объемом финансирования в пять миллиардов рублей. Она включает в себя работы по проектированию, реконструкции и строительству автодорог и мостов. В первую очередь программа решает проблему соединения районных центров с областной сетью дорог. На сегодняшний день Онега, Карпогоры, Лешуконское и Яренск не имеют круглогодичной автомобильной  связи с областным центром. Планируется реконструкция и строительство на важнейших направлениях Северного транспортного коридора: Усть-Вага – Ядриха, Ильинск – Вилегодск, Котлас – Коряжма. Кроме того, в программу входит исполнение поручения президента РФ, по строительству 80-километрового участка трассы Плесецк – Каргополь, обеспечивающего связь космодрома «Плесецк» с федеральной сетью автодорог.  Но на сегодняшний день долгосрочная целевая программа остается замороженной, а строительство «президентского» объекта ведется за счет федеральных кредитов.

По словам директора  «Архавтодора» Сергея Попова, недостаток финансирования – это не только проблема дорожников, но беда пользователей автомобильных дорог.

«В первую очередь мы работаем для того, чтобы обеспечить проезд по дорожной сети региона, - говорит Сергей Иванович, - Нехватка денег означает недоремонт дорог, отсутствие возможности нормативного содержания».

Из 779 мостов, находящихся в ведении региональных дорожников, 316 находятся в неудовлетворительном или аварийном состоянии. А это проблемы с завозом продуктов, подъездом пожарных машин или скорой помощи. Плохое состояние дорожной сети ведет к удорожанию товаров, тормозит развитее экономики. Для решения этих проблем необходимо увеличение финансирования дорожной отрасли. Одно из решений этой проблемы – дорожные фонды. Они формируют защищенную и окрашенную статью расходов, позволяющую тратить деньги по целевому назначению.

Повышение акцизов на топливо, которое произойдет в 2011 году, позволит получить региональной дорожной отрасли пусть и небольшое, но стабильное финансирование. Принимаемые правительством Российской Федерации меры по улучшению дорожной сети страны вселяют надежды на существенное увеличение объемов финансирования работ на дорогах Архангельской области. А это именно то, чего так не хватает дорожной отрасли.

 

Проценты вместо норматива

По методике, рекомендованной постановлением регионального Правительства, на содержание и ремонт дорожной сети Архангельской области ежегодно требуется десять миллиардов рублей. В случае выделения этих средств,  за пять лет  можно привести в порядок всю региональную дорожную сеть. Но поскольку в бюджете таких денег нет, финансирование осуществляется с учетом поэтапного перехода к нормативу.  В связи с этим минимальные затраты на содержание и ремонт в 2011 году, должны  были составить 2 млрд. 226 млн. рублей. Областной бюджет выделил на эти цели 1 млрд. 270 млн. рублей, что составляет всего 9% от нормативного финансирования. Это позволит выполнить лишь минимум работ по содержанию автодорог.

«Абсолютно очевидно, - считает Сергей Попов, - что без ремонта дорожная сеть не выстоит, и мы будем вынуждены прибегать к ограничению движения по некоторым направлениям, вплоть до полного закрытия аварийных участков».

 

Инновацией по бездорожью

Несмотря на проблемы, архангельские дорожники идут вперед. Осваиваются новые технологии, внедряются информационные системы. Один из примеров – работа центра управления движением (ЦУД).

В первую очередь ЦУД  - это  информационная база всей дорожной отрасли региона. Его данными пользуется огромная целевая аудитория: от государственных ведомств и предприятий до частных пользователей автомобильных дорог. Кроме того, обширные сведения и анализ текущей обстановки на дорожной сети региона позволяют дорожным службам принимать грамотные управленческие решения, в работе по обеспечению проезда.

В любое время суток автомобилисты могут узнать актуальную информацию о состоянии дорожной сети общего пользования. Работают ли переправы, есть ли проезд по мостам? И на основании полученной информации водитель выберет правильный маршрут.

«При этом, понимая, насколько пользователям автодорог важна эта информация, мы стараемся максимально расширить каналы ее распространения, - рассказывает Сергей Попов, - Год назад мы запустили интернет сайт (www.ador.ru), на котором выкладывается оперативная информация о состоянии проезда, а на интерактивной карте можно проложить маршрут и выяснить наличие переправ. В утренних эфирах на местном телевидении три раза в неделю выходит рубрика «Дорожный прогноз». Информация о проезде по дорогам звучит на радио».

Однако главное достижение архангельских дорожников – реализация проекта по программе ТАСИС – разработка и внедрение компьютерной системы управления дорогами CARMAN (Computer Aided Road Management System). В задачи программы входит учет дорожных и транспортных данных, управление транспортным движением и информирование, управление реализацией проектов, составление программ управления дорогами и т.д. Фактически – это компьютерная система управления дорожным хозяйством региона с возможностью выхода в глобальную сеть.

«Подобными программами давным-давно пользуются в развитых европейских странах, - комментирует инициативу «Архавтодора» начальник управления научно-технических исследований , информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства «Росавтодор» Владимир Попов, - базирование на опыте и уровне европейских стандартов, с привлечением профессионалов, которые уже реализовывали подобные проекты придает этой программе огромный потенциал. В конечном счете – это не только продукт для управленцев, но и интернет-ресурс для пользователей автодорог, которые смогут получить весь объем информации по интересующему их направлению».

Тем временем многие дорожные организации Архангельской области устанавливают GPS навигаторы на рабочий автопарк. В Котласском дорожном ремонтно-строительном управлении (ДРСУ), это нововведение работает уже несколько лет. Система контролирует расход топлива, исполнение маршрутного задания и отслеживает перемещение техники на электронной карте. Кроме того программа обрабатывает путевые листы и начисляет зарплату. В результате, предприятию удалось достичь экономии топлива с семисот тридцати четырех тысяч литров до четырехсот восьмидесяти четырех за год.

Спутниковые навигаторы подключенные к системе Глонасс позволяют руководить предприятием не выходя из кабинета, а специалистам Архавтодора, эта технология позволяет в режиме реального времени контролировать работу подрядчика. Вкупе с разработкой Архавтодора – системой «Карман», программой включающей массу информации о текущей обстановке на областных трассах – эта инновация выводит Архангельских дорожников на передовой уровень в России.

 

Заокеанские партнеры

Продолжают развиваться и международные отношения. В 2010 году «Архангельскавтодор» отметил 10 лет с момента подписания договора с дорожниками из Штата МЭН (США).

«Штат Мэн – это наш заокеанский брат-близнец, говорит Сергей Попов, -  Схожий климат и ландшафт, одинаковая численность населения, и главное – экономика, ориентированная на лесную отрасль. Кстати, как и у нас, американские дорожники вынуждены работать в условиях постоянного дефицита бюджетных средств. Поэтому во многом сходятся и применяемые технологии, что позволяет нам заимствовать у коллег многое в сфере управления сетью автодорог. Кроме того, знакомясь с тем, как работают на Западе, мы знакомимся с технологией и опытом производства работ, для того, чтобы дороги были такими, какими их хотят видеть пользователи».

 

Перспективы в стабильности

По словам главного дорожника Архангельской области перспективы отрасли напрямую зависят от финансирования.

«На сегодня перед нами стоит задача сохранения дорожной сети региона, - объясняет Сергей Попов, - Для этого у нас есть отличные специалисты и квалифицированные подрядчики, ориентированные на применение инновационных технологий».

У дорожной отрасли региона есть отличная база – люди, умеющие качественно и в срок выполнять работы. Единственное, чего не хватает отрасли – стабильного и целевого финансирования.

«Трудом многих поколений, десятков тысяч людей создавалась дорожная сеть региона, - продолжает Сергей Попов, - и мы с почтением и уважением относимся к вложенному ими в дороги тяжелому и нужному труду».

Дорожники области готовы выполнить самые сложные инженерные работы на областных трассах, имеют хорошее оснащение современными механизмами и транспортом.

Будет должное и стабильное финансирование — будут хорошие дороги.

Читайте также:

Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», © 2001—2024
163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская 38/1 схема проезда

(8182) 20-64-55, 20-66-68 центр управления движением

Политика в отношении обработки персональных данных