Информация о проезде: (8182) 20-66-68, (911) 594-66-68 для фото- и видео-материалов
   

Архангельские дороги: в путь!

1 декабря 2008

При правильном подходе со стороны исполнителей и подрядных организаций дорожное строительство в Архангельской области может пережить новый бум, Поморье, судя по всему, ждет «дорожная» революция. В этом году на дороги областного центра выделена беспрецедентная за всю современную историю столицы Поморья сумма — 1 млрд. 253 млн. руб. — примерно столько же, сколько выделялось в общей сложности в 2006 и 2007 годах.

До 2006 года на 441 км архангельских дорог — именно столько составляет протяженность всех городских магистралей областного центра — из-за нехватки средств выделялось по 30–40 млн. руб. В результате, отмечает и.о. мэра Архангельска Виктор Павленко, асфальтобетонное покрытие, рассчитанное на 7–8 лет, практически на всех дорогах города отслужило 2–3 нормативных срока и пришло в полную негодность.

«Выделенные в этом году Архангельску средства — это только начало», — пообещал глава администрации Архангельской области Илья Михальчук на областном совещании, посвященном вопросам развития и совершенствования сети автомобильных дорог Архангельской области.

«Надо отдать должное, дорожными строителями, руководством области и города уделялось немало внимания дорогам, улицам, но это малая капля», — сказал губернатор. И, характеризуя состояние дорог региона, глава администрации отметил, что их просто нет. Так, четыре районных центра не имеют надежной круглогодичной связи с Архангельском, 1 тыс. 909 населенных пунктов не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования.

Для исправления ситуации, по словам Михальчука, в следующем году из областного бюджета планируется выделить не менее 400–500 млн. руб. На ремонт и строительство дорог в районах Архангельской области. Параллельно будут увеличивать количество средств, выделяемых на содержание уже имеющихся дорог. как отметил архангельский губернатор, при решении вопросов с дорогами в областной администрации будут исходить из принципа «от центра к окраинам». «Мы будем не только приводить в порядок уже имеющиеся дороги, но и строить новые», — сказал он, отметив, что для улучшения положения необходимо грамотно расходовать имеющиеся средства.

Кроме того, по словам Михальчука, для сохранения уже имеющейся дорожной сети, помимо увеличения финансирования, необходимо вывести из населенных пунктов движение большегрузного транспорта. Понятно, что это вопрос не завтрашнего дня. «Мы не можем просто так взять и запретить транспорту двигаться по населенным пунктам — этому должно предшествовать строительство объездных дорог, терминалов для разгрузки большегрузного транспорта», — подчеркнул он.

Если увеличение финансирования региональных дорог пока еще в будущем, то на федеральной автомагистрали М-8 (Москва-Архангельск) вопрос с финансами уже решен. В этом году дорожники ожидают большие объемы работ на этой федеральной трассе, являющейся единственным выходом для Архангельской области на общероссийскую сеть дорог. Финансирование работ по капремонту М-8 в 2008 году составит 1 млрд. 614 млн. руб., против 100 млн. руб. в прошлом. «Финансирование по капитальному ремонту федеральной автодороги в границах Архангельской области возросло в 16 раз, — подчеркнул губернатор. — Я надеюсь, что работы на М-8 будут выполнены и к концу года дорога значительно улучшится».

Помимо вопросов денежных, участники областного совещания затронули и другие проблемы, с которыми сталкиваются специалисты дорожной отрасли. Так, по словам директора дорожного агентства «Архангельскавтодор» Алексея Верещагина, сегодня в регионе остро ощущается дефицит качественного битума и щебня. «Качественно построенный участок дороги в первую очередь зависит от применяемых строительных материалов и технологии проведения работ. В России битум является побочным продуктом нефтеперегонки, а ведь это один из главных компонентов асфальтобетона, причем последствия низкого качества битума в асфальтобетоне проявляется не сразу, а через 3–4 года в процессе эксплуатации», — отметил он.

По словам директора «Архавтодора», в области его агентство ориентирует подрядчиков на применение ухтинского модифицированного битума. «Несмотря на то, что стоимость ухтинского дорожного битума несколько выше, чем ярославского, ухтинский битум вырабатывается из более качественного природного сырья, обладает более высокой морозостойкостью и другими параметрами, — пояснил он. — На практике, асфальтобетонное покрытие, устроенное с использованием ухтинского битума, служит более длительный период».

Аналогичная проблемная ситуация складывается и со щебнем. «Применявшийся в 70–90-хх годах прошлого века щебень, получавшийся при дроблении песчано-гравийных материалов, не соответствует требованиям по пропуску современных нагрузок, — говорит Верещагин. — Сейчас необходимо применять щебень более высокой прочности, что закономерно повышает стоимость строительства».

Касаясь вопроса использования местных строительных материалов (битум, щебень), которые бы позволили несколько снизить стоимость строительных работ, директор «Архавтодора» отметил, что битум не производится на территории Архангельской области. Щебеночные карьеры на территории региона имеются, но их не так много, а качество производимой продукции не ориентировано для дорожных работ.

Помимо строительных материалов серьезную обеспокоенность у «Архавтодора», как государственного заказчика, вызывает твердая начальная (максимальная) цена при долговременном строительстве, реконструкции дорожных объектов. «С 1 января 2009 года отменена возможность изменить при исполнении контракта объемы проектных работ, а значит и цену в пределах 10%», — пояснил Верещагин. Понятно, что в условиях не совсем предсказуемой инфляции и роста цен на стройматериалы работать в рамках первоначальной цены непросто.

Еще одной проблемой является низкая значимость такого критерия оценки конкурсных заявок, как «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса», невозможность спросить с участника размещения заказа подтверждение его опыта работы, деловой репутации. Обеспокоенность вызывает и отмена с 1 января 2009 года лицензирования проектно-изыскательских, ремонтно-строительных видов деятельности. Данная мера, подчеркивают специалисты, откроет рынок дорожных работ для непрофессионалов и проходимцев.

Среди существующих на сегодня проблем директор «Архавтодора» назвал и обязательное проведение аукционов. «Обязательное проведение аукционов, вместо конкурсов, при размещении заказов на строительство, реконструкцию, капремонт в ряде случаях приведет к демпингу, а значит к применению низкого качества материалов и другим неприятностям», — считает руководитель областного дорожного агентства.

С последней проблемой, по словам генерального директора российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» Александра Афанасьева, уже разбираются. «Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» поставил нас в сложные условия», — отметил он.

Как пояснил генеральный директор «РАДОРа», при проведении аукционов на выполнение дорожных работ объемом финансирования до 50 млн. руб. на эти торги может прийти кто угодно, в том числе организация, неимеющая достаточного опыта работы и необходимой техники, что может негативно сказаться на качестве. «Подобных работ очень много, — подчеркивает Афанасьев. — Дорога — это сложнейшее инженерное сооружение, требующее очень серьезного подхода. Зарубежная практика не позволяет проведения аукционов при строительстве подобных сооружений. Поэтому мы бы хотели уйти от аукционов».

В настоящее время «РАДОРом» разрабатываются поправки к закону, которые будут представлены в федеральные органы власти. «По результатам аукционов в этом году мы проведем анализ, на основании которого будем готовить соответствующие поправки», — сказал гендиректор «РАДОРа». — В этой работе мы очень рассчитываем на поддержку территориальных органов управления автомобильными дорогами«.

В ходе областного совещания, участие в котором приняли представители федеральных органов власти, областной и муниципальных властей, депутаты Госдумы РФ и областного собрания депутатов, представители дорожной отрасли региона, удалось обсудить широкий круг вопросов. Отметим, подобное совещание, с привлечением всех заинтересованных предприятий и структур, проводилось впервые за последние годы. «Необходимость в подготовке и проведении такого масштабного совещания определена приоритетами в работе администрации Архангельской области, где дороги занимают одно из ведущих мест, — отметил директор дорожного агентства «Архангельскавтодор». — нас это радует и вселяет надежду на то, что в ближайшие годы в регионе появятся новые десятки километров построенных и отремонтированных дорог и улиц, в том числе и в городах области».

В завершении мероприятия главой региона был предложен проект первоочередных мероприятий, которые, по словам самого Михальчука, смогут «наполнить конкретикой наше совещание и перейти к решению проблем». В частности, одно из предложений касалось мониторинга работы подрядных организаций, которое позволит вести более жесткий контроль за качеством дорожных работ. В настоящее время проект, определяющий приоритетные направления развития дорожной отрасли, дорабатывается. Планируется, что он будет завершен к середине мая.

Илья Деминцев

Читайте также:

Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», © 2001—2024
163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская 38/1 схема проезда

(8182) 20-64-55, 20-66-68 центр управления движением

Политика в отношении обработки персональных данных