Информация о проезде: (8182) 20-66-68, (911) 594-66-68 для фото- и видео-материалов
   

Вот, новый поворот!

17 марта 2008

Федеральный закон №94 от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действует уже более 2 лет. Поначалу закону обрадовались, тем более, что налицо была реальная экономия бюджетных средств. Однако чуть позже некоторые забили тревогу. Причина — «шероховатости», оставшиеся после дополнений и поправок, которые напротив должны были «отшлифовать» принятый законопроект.

Много нового и ничего веселого?

Согласно тексту документа, ФЗ призван повысить эффективность использования средств бюджетов и внебюджетных источников, расширить возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, развивать добросовестную конкуренцию, обеспечивать гласность и прозрачность размещения заказов, предотвращать коррупцию и другие злоупотребления в сфере размещения заказов. Однако расширение возможностей участия физических и юридических лиц породили некоторые проблемы, по крайней мере в дорожной отрасли.

Для того, чтобы получить возможность поставлять товар, выполнять работы и оказывать услуги для государственных или муниципальных нужд претенденту необходимо пройти процедуру конкурсных торгов или аукциона. Конкурс предполагает, что комиссия и заказчик определит лучшее условие исполнения контракта. Среди критериев отбора: квалификация, наличие оборудования и техники, кадрового состава, деловая репутация и опыт работы. На аукционе побеждает тот, кто предложит максимально низкую цену исполнения контракта.

8 ноября 2007 года появился долгожданный закон об автомобильных дорогах и изменениях и дополнениях в соответствующие федеральные законы. Однако, по мнению экспертов, там содержится ряд положений, которые могут навредить дорожной отрасли. Документом предписывается, что строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования должно идти через аукцион. Исключение пока составляют федеральные автомобильные дороги общего пользования. До 1 января 2009 года по этим объектам можно проводить или конкурс, или аукцион. Плюс, одна из поправок к ФЗ №94 определяет, что реконструкция и капремонт мостов и других искусственных сооружений, находящихся в составе автомобильных дорог общего пользования, может проводиться через конкурс и через аукцион.

Чем чреваты аукционы для дорожников? Как отмечают специалисты, такая форма проведения торгов не дает гарантий, что подряд на выполнение дорожных работ достанется предприятию, которое сможет в срок, и самое главное на должном уровне, выполнить заказ.

«Работы по уборке автомобильных дорог не предусматривают лицензирования, и в случаю проведения аукциона решающим фактором будет только предложенная подрядчиком цена, — приводит пример начальник отдела конкурсных торгов «Архавтодора» Виктор Белицын. — Подрядная организация с небольшой численностью персонала, упрощенной системой налогообложения и низкими расходами имеет возможность предложить более низкую цену выполнения контракта — демпинговать. Понятно, что при штате, скажем в 10 человек, такая фирма не способна выполнить большой фронт работ и ей приходится нанимать субподряд. При этом мы, как сторона, отвечающая за качество выполненных работ, не можем повлиять на субподрядчика, контроль за работой которой осуществляет выигравшая аукцион компания».

«Когда придет время сдавать объект, спрашивать за качество и своевременность выполнения работ на конкретном объекте будут с нас, а не с организации выигравшей аукцион. И если что-то будет выполнено не на должном уровне — виноватыми окажется государственный заказчик в лице «Архавтодора». А что мы нарушили? Ничего. Мы всего лишь выполняли требования закона. Такую ситуацию породил 94 ФЗ. Если в срочном порядке не заняться корректировкой законодательства, то в конечном итоге пострадают дороги, снизятся темпы дорожного строительства», — отмечает директор «Архавтодора» Алексей Верещагин.

Кроме того, не исключен вариант, при котором выигравшая аукцион организация получит бюджетные деньги и прекратит свое существование. Дорожники опасаются, что итогом аукциона может стать не экономия бюджетных средств, а впустую потраченные деньги и невыполненные или некачественно выполненные дорожные работы. А суммы ущерба в масштабах страны могут быть существенными. Так только общий объем подрядных работ у одного «Архавтодора» по итогам 2007 года составил порядка 3,5 млрд. рублей.

Определенные гарантии от недобросовестных подрядчиков все же существуют, однако они значительно сказываются на прибыли добросовестных игроков. Так, если цена контракта свыше 50 млн. руб., то заказчик обязан потребовать от победителя обеспечения исполнения контракта. Это может быть либо банковская гарантия, либо страхование ответственности, либо денежные средства. Но в законе не прописан порядок и срок возврата средств. Кроме того, такая «страховка» стоит победителю конкурса немалых средств. Включить эти затраты в себестоимость подрядчик не может, поскольку налоговая инспекция предписывает относить их к прибыли — средствам из собственного кармана.

Где деньги, Зин?

Второй крупной проблемой для дорожников, повторяющейся из года в год, остаются сроки финансирования работ. В 2007 году субвенции в регион пришли лишь в августе–сентябре, и такая же ситуация характерна для всей России. В этом году ситуация может повториться. Уже середина марта, а соглашение о получении субсидий так и остается не подписанным.

При отсутствии своевременного финансирования подрядчикам для выполнения дорожных работ приходится брать банковские кредиты. «Получается, что с помощью субсидий, поступающих из федерального бюджета в регионы, мы умудряемся еще обеспечивать прибыль банкам», — отмечает Верещагин.

Отчасти причиной всей этой вакханалии, помимо недоработок ФЗ и непонятной позиции Правительства в вопросах финансирования, специалисты дорожной отрасли называют и сложившуюся в Росавтодоре ситуацию. Создано большое количество второстепенных организаций, снижающих эффективность управления дорожной отраслью: Росдортехнология, Росдорлизинг, Росдорснаб, Росдоринформация, дирекция Дороги России, и многие другие.

Дорожники считают, что необходимо упразднять многочисленные подразделения и создавать одно крупное ведомство, отвечающее за дорожную отрасль, тем более что средства, направляемые на содержание и ремонт автодорог, в перспективе будут только увеличиваться, а для их эффективного освоения и своевременного направления в регион необходима организация с четкой структурой и конкретными обязанностями.

Илья Деминцев

Читайте также:

Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», © 2001—2024
163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская 38/1 схема проезда

(8182) 20-64-55, 20-66-68 центр управления движением

Политика в отношении обработки персональных данных