Информация о проезде: (8182) 20-66-68, (911) 594-66-68 для фото- и видео-материалов
   

Дороги Архангельской области: достижения и противоречия

4 января 2007

Сезон 2007 года оказался для дорожников региона насыщенным испытаниями и достижениями. Но, не смотря на успехи, основная проблема — возврат к целевому финансированию отрасли, пока остается нерешенной.

Областные направления

Состояние региональных трасс по-прежнему не вызывает опасений лишь у птиц. Из восьми тысяч километров автодорог общего пользования современным нормативным требованиям отвечают лишь 14–18 процентов. Даже если покрытие дороги не вызывает нареканий, то проблемы остаются в старых водопропускных трубах, узких мостах.

Но главный недочет региональной дорожной сети — ее несовременность. Большинство областных магистралей строились десятки лет назад и они не были рассчитаны под теперешние нагрузки. Оттого большая часть региональных дорог и называются «направлениями», по которым обеспечивается не проезд, а «проезжаемость». Однако в последнее время дорожной отрасли стали уделять больше внимания. Дорожники отмечают, что за последние два года финансирование развития и содержания дорожной сети из областного и федерального бюджетов значительно возросло. А с увеличением денежных ассигнований, растет и надежда на исправление ситуации.

Рост километров

Пожалуй, основным успехом уходящего года в областной дорожной отрасли можно назвать то, что он стал первым годом реализации социально-экономической целевой программы «Развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог общего пользования» на 2007–2010 гг. Это первый реальный шаг к возврату единственно верного планового подхода в дорожном строительстве со времен отмены дорожных фондов в 2001 году. Поскольку дело требует двухлетней подготовки проектной документации и гарантии финансирования, перед началом возведения трасс, в которых нуждается регион.

Результат на лицо — увеличилось количество вновь сдаваемых километров. Фактически — это подразумевает развитие экономики, реально — соблюдение конституционного права граждан на свободу передвижения. К слову, это правило работает далеко не всегда, в области все еще немало районных центров, несвязанных дорожной сетью с Архангельском.

В этом году дорожники сдали в четырех районах области двадцать два километра новых трасс. Свежие километры обеспечили безопасный проезд жителей Пинежского района на прежде затопляемом участке дороги Карпогоры — Нюхча, дающим выход в республику Коми. В соседнюю республику ведет и другая важная дорога — Котлас — Сольвычегодск — Яренск, продленная в Котласском районе на пять с половиной километров. Наконец 23 октября официально были сданы два участка в Плесецком и Каргопольском районах. При дальнейшей реконструкции они обеспечат связь космодрома «Плесецк», важного стратегического объекта, с федеральной трассой М8. В дальнейшем эти участки соединятся в одну из важнейших трасс Архангельск — Брин — Наволок — Каргополь — Вытегра, что обеспечит кратчайший путь до Санкт-Петербурга.

По словам директора Архавтодора Алексея Верещагина, перед дорожниками стоит задача привести участок Плесецк — Каргополь в нормативное состояние к 2010 году. Это означает, что 80-километровая дорога должна быть полностью заасфальтирована. После этого будет решаться вопрос о передаче ее в федеральную сеть. А это снизит нагрузки на областной бюджет.

Серьезной победой стало и получение федерального финансирования на главную дорогу М8, связывающую Архангельскую область со страной. После ряда встреч губернатора Николая Киселева с президентом России, главами Минтранса и Росавтодора было решено выделить дополнительные средства на ее ремонт. По словам Николая Киселева к 2010 году трасса будет приведена в нормативное состояние, а в дальнейшем «станет современной дорогой».

Требуется возврат

Бельмом на глазу этих успехов выглядят цифры финансирования дорожной отрасли. Два с половиной миллиарда рублей получили дорожники региона в 2007 году. На следующий год сумма увеличится. Налицо видимый успех. Однако, по расчетам, сделанным на основании постановления правительства о затратах на дороги, только на содержание и ремонт трасс в регионе требуется около четырнадцати(!) миллиардов рублей. Кстати, недополучение средств на эту статью по России составляет тридцать процентов. Речь идет о двадцати девяти миллиардах рублей. Но, как отметил заместитель полпреда президента России в СЗФО Е. Лукьянов: «В Архангельской области ежегодно предусматриваются и увеличиваются средства на развитие дорожного хозяйства.

При этом доля региональных дорог, не отвечающих нормативным требованиям остается весьма высокой и составляет 92 процента. Из-за низкого технического уровня существующих дорог растет стоимость грузоперевозок, увеличиваются расходы на техническое обслуживание, повышаются выбросы вредных веществ в атмосферу.

Плотность автодорог с твердым покрытием в области составляет всего 17,6 километров на тысячу квадратных метров, что в 1,8 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации и в 2,3 раза ниже, чем в Северо-Западном федеральном округе«.

По логике вещей, сначала нужно привести в порядок существующую дорожную сеть, а потом уже заниматься строительством новых «веток». Но как же отрезанные от связи с центром населенные пункты и развитие региональной экономики, которое невозможно без строительства новых трасс?

Как всегда проблема упирается в финансы. Тут вспоминаются и отмененные дорожные фонды и источники их заменяющие. Некоторые даже говорят о необходимости нового нацпроекта — Дороги.

Как бы там ни было, с тех времен как было убрано целевое финансирование отрасли прошло шесть лет. Дорожники ждали и ловили деньги, внезапно кидаемые в отрасль. Но в последнее время о проблеме бездорожья заговорили чаще и, кажется, всерьез.

С одной стороны, тема исключительно выгодная — грядет пора выборов, с другой, она давным-давно требует решения. А это значит, что от размышлений пора переходить к делу.

Объемы строительства дорог (2000–2007 гг.)

Годы Километры
1998 47,6
1999 45,3
2000 68,8
2001 26,6
2002 41,3
2003 24,5
2004 19,2
2005 11,9
2006 15,8
2007 20,2

Финансирование дорожной отрасли Архангельской области в 2007 году

Строительство дорог: 725,5 млн. руб. (план из областного бюджета — 418,3 млн. руб.; субсидия федерального бюджета — 263,3 млн. руб.; дополнительно сверх утвержденной Программы выделено облсобранием — 40,9 млн. руб.).

Ремонт дорог и мостов: 490,5 млн. руб (план — 368,5 млн. руб.; учитывая погодные условия в 2007 году, руководством области дополнительно выделено на ремонт сверх программных объемов — 122 млн. руб.)

Содержание дорог общего пользования: 644,2 (областной бюджет).

Исполнение программы «Модернизация транспортной системы России 2001–2010 годы» по Архангельской области

2002 2003 2004 2005 2006 2007-2010 Итого
2002–2010
%
План, км 116,48 123,16 146,00 156,35 53,45 213,79 809,23 100,0
Факт (ожидается), км 41,30 24,50 19,20 11,90 15,80 134,60 247,30 30,6

Динамика объемов финансирования региональных автомобильных дорог общего пользования Архангельской области за счет областного бюджета в сопоставимых ценах, приведенных к ценам 2006 года (млн. руб.)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Миллионы рублей 2805 1155 1275 1008 922 975 1052

Даниил Клюкин

Читайте также:

Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», © 2001—2024
163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская 38/1 схема проезда

(8182) 20-64-55, 20-66-68 центр управления движением

Политика в отношении обработки персональных данных